Верховный суд Литвы оставил в силе пожизненный срок бывшему ОМОНовцу Михайлову
Верховный суд Литвы сегодня оставил в силе приговор бывшему бойцу ОМОН Константину Михайлову. Он отбывает пожизненное заключение по громкому делу об убийстве литовских пограничников в 1991 году.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Во времена "парада суверенитетов" пограничные конфликты были не редкостью. В Литве события тех дней сейчас формулируют по-другому - как убийства с целью удержать территории в составе СССР. Адвокаты Михайлова пытались доказать - все обвинения голословны. Несмотря на это, иск отклонили. Наш корреспондент Елена Норкунайте выяснила, что Вильнюс даже прилично заработал на этом:
Сам Константин Никулин-Михайлов не присутствовал на этом заседании. Да и его адвокат, если честно, не рассчитывал на справедливое решение литовских судЕй. Но коллегиальный вывод превзошел самые плохие ожидания. Верховный суд не только оставил пожизненный приговор в силе, но и постановил взыскать почти 654 тысячи евро в пользу Литвы.
Витаутас Масекас, судья Верховного суда Литвы: «Коллегия из семи человек подтвердила решение предыдущих инстанций о том, что конкретная деятельность, за которую осужден Михайловас, это только один из эпизодов систематического нападения на гражданское население, осуществляемое как часть политики Коммунистической партии Советского Союза».
Стоит сразу уточнить, осудили экс-омновца как Михайловса - такую фамилию ему присвоили в Латвии по программе защиты свидетелей. Однако на имя Константина Никулина у него российский паспорт, на который литовское правосудие вообще не обращает никакого внимания. Да если бы только на него!
Арунас Марцинкявичюс, адвокат Константина Никулина: «Литовский суд и прокуратура даже не сочли нужным определить идентичность личности обвиняемого! Как вы слышали, осужден Константинс Михайловс. Хотя программа по защите свидетелей была прервана в 2003 году, а задержали его в 2007. Тогда как российским гражданином он является с 1991 года».
Итак, вот факты. В ночь на 31 июля 1991 года на литовский таможенный пост в Мядининкае, на границе с Белоруссией, было совершено нападение. Преступники расстреляли 8 человек: двоих сотрудников дорожной службы, двоих бойцов спецотряда «Арас» и четверых таможенников, один из которых чудом выжил, получив пулю в затылок. Лежа на больничной койке, Томас Щярнас довольно путано описывал события.
Но ни эти показания, ни оперативные действия спецслужб не повлияли на результативность следствия. Время было такое, - смутное. Хотя вряд ли это оправдание для литовской прокуратуры, которая два с половиной десятка лет потратила на безуспешный поиск расстрельной команды, и в итоге, будто от безысходности, назначила на роль безжалостных убийц сотрудников рижского ОМОНа.
Саулюс Вярсяцкас, прокурор департамента по расследованию организованной преступности и коррупции Генеральной прокуратуры Литвы: «Наконец-то, можно сказать, что расставлены все точки в этой истории и названы имена преступников. Доказана их вина, установлены их мотивы. Тогда в Литве была сложная ситуация, страну оккупировали военные силы. Сотрудники ОМОНа совершали преступления и чувствовали себя безнаказанными, и в Латвии, и в других местах».
В тот год приграничные конфликты случались довольно часто - как следствие борьбы за независимость. Однако, до массового убийства никогда не доходило. И можно сказать, что Константину Никулину просто не повезло. Литве бывшего советского милиционера выдала Латвия, где Никулин жил после развала СССР. И за чудовищное преступление вот уже много лет судят только одного человека.
По словам адвоката, у Константина Никулина даже есть алиби. Но Верховному суду Литвы оно не понравилось. И вообще, по мнению юриста, дело бывших рижских омоновцев политически ангажировано. Все эти годы, пока длился судебный процесс, любые доводы защиты разбивались именно об это предвзятое отношение к расследованию, по сути, криминального происшествия.
Арунас Марцинкявичюс, адвокат Константина Никулина: «Есть показания Макутыновича, командира вильнюсского ОМОНа, который говорит, что Андрей Лактионов, один из бойцов рижского отряда, приходил к нему в три часа ночи и спрашивал, что же делать дальше. Они сидели в Вильнюсе, в кабинете и беседовали. Тогда каким образом, эти же люди оказались в Мядининкае? Что это, телепортация?»
А чего стоит переквалификация статьи? Ее изменили всего за два дня до истечения срока давности уголовного преследования за убийство. Судебный процесс продолжился по делу о преступлении против человечности. И это, конечно, вызывает очень много вопросов к литовскому правосудию. Но проиграны все апелляции, и 28 февраля коллегия судей приняла решение, которое обжалованию уже не подлежит. Что это, если не насмешка над здравым смыслом?
86%
1.90 107.43
1.35