Жители блокадного Ленинграда рассказали свои истории о жизни в осажденном городе
Петербуржец Виктор Задорин вспомнил, что его бабушка до самой смерти сохраняла плитку столярного клея — такие в годы войны спасли ей жизнь.
Фото, видео: ТАСС / Ковалев Петр; 5-tv.ru
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
В Петербурге в четверг, 27 января, отмечали свой особый, ленинградский День Победы. 27 января 1944-го года город на Неве полностью освободили от фашистской блокады. И спустя 78 лет жители снова благодарят спасителей и вспоминают павших. Утром цветы возложили к знаменитой мемориальной доске на Невском, 14.
На стрелке Васильевского острова зажглись факелы Ростральных колонн — это происходит только по большим праздникам. Полуденный выстрел на Петропавловке тоже посвящен спасению Ленинграда.
Ну а главные мероприятия, конечно, на Пискаревском кладбище, где лежат жертвы блокады и погибшие защитники города. Благодарные петербуржцы с цветами идут туда каждый год — и не забывают историю. В этом убедился корреспондент МИЦ Известия Роман Ишмухаметов.
Только по официальным данным, здесь покоятся полмиллиона человек. Почти все они — мирные жители: женщины, дети, старики. В день полного снятия блокады на Пискаревском мемориале вновь звучит метроном, определявший в те страшные годы пульс города.
В одной из братских могил похоронен старший брат Владимира Путина — Виктор. В осажденном городе он умер еще совсем маленьким — ему было два года. Президент возложил цветы к надгробию. Весь день на Пискаревское кладбище петербуржцы несли цветы.
«Это большой, печальный праздник. Радостный и печальный. Мы рады, что нас не забывают», — сказала пришедшая на кладбище Лидия Молоткова.
Ни в одном городе мира за всю историю мирных жителей не погибало так много и так часто. Но ленинградцы не сдавались — работали из последних сил.
«Бомбоубежища не было, как только тревога — мы бежали. Потом были сделаны землянки во дворе, мы в этих землянках спасались», — вспоминает жительница блокадного Ленинграда Сания.
Каждый из них навсегда запомнил 125 блокадных граммов с горьким привкусом целлюлозы, похлебку из вываренных кожаных ремней и баланду из олиф.
«Бабушка до самой смерти сохраняла плитку столярного клея. Спасало это ее, блокадная привычка была», — сообщил Виктор Задорин.
И конечно, то 27 января 1944-го — ленинградский День Победы — навсегда останется в памяти тех, кто дожил до него, или тех, для кого нет ничего дороже рассказов своих родных. Елена Вечтомова — один из поэтических голосов блокады. Простой, строгий, без лишнего лиризма. В ее стихах — самые значимые вехи осадных дней. Вот, например, такие строки о прорыве блокады.
«Мы сегодня снова наступаем,
Никогда не повернем назад.
Мой сынишка-ленинградец спит, не зная,
Как сегодня счастлив Ленинград»
Сынишке-ленинградцу сегодня за 90 лет. В семье Сергея Юрьевича бережно хранят каждую запись, каждое стихотворение, каждый снимок.
«Когда она выразила сожаление, что не отправила меня в эвакуацию, я ей ответил тем, что я признателен ей, что оставила меня в городе и тем самым приобщила к судьбе и жизни моего народа», — признается Сергей Инге-Вечтомов.
Порой эхо тех трагических дней доносится до нас спустя десятилетия. В Карелии поисковики обнаружили останки ополченца Бориса Соловьева, в медальоне — записку с именем и фамилией женщины. Одна из многих трагических историй любви — в блокадном лихолетье. Они вместе учились, но Борис добровольцем ушел на фронт, студентка Любовь осталась дожидаться его в Ленинграде. Но он погиб в боях с финнами, и больше о нем ничего не было известно. Прошло больше 70 лет.
И пусть эта история трагическая, но память о ней теперь будет жить. Из таких частных историй и сложена история великого города. Который вопреки подписанному ему смертному приговору выжил.
85%
-0.52 109.01
-1.47