Терпящей бедствие у берегов Антарктиды «Спарте» нужно продержаться не меньше четырех дней
Как минимум четыре дня придётся ждать помощи траулеру "Спарта", который терпит бедствие у берегов Антарктиды. Судно получило пробоину, по предварительной версии, обшивку разорвал айсберг. Экипаж, а там половина россияне, пытается задраить отверстие самостоятельно. Не хватает насосов, чтобы откачивать воду.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
"Спарта" - рыболовное судно-рефрижиратор, и возможно, именно морозильные камеры помогут его спасти. С последней информацией и мнением экспертов, как сохранить судно на плаву – наш корреспондент Елена Горшенина:
Для "Спарты" это был не первый поход к Антарктиде, но так близко ко льдам судно никогда не подходило. Шли за косяком клыкача, а оказались в ледовом плену. Теперь Спасение "Спарты" - международная операция.
Александр Савельев, руководитель центра общественных связей Росрыболовства: «Район бедствия облетел американский самолет геркулес. Сделал снимки, подтвердил спутниковую съемку. Очень тяжелая ледовая обстановка. Пройти простым судам невозможно».
Рамон Дэвис, координатор спасательной операции (Новая Зеландия): «Мы не покидаем место происшествия и внимательно следим, чтобы судно находился на плаву. Но гарантий, что операция закончится успешно, нет».
Сигнал SOS «Спарта» подала накануне вечером. Судно оказалось блокировано льдами в юго-восточной части моря Росса и получило пробоину в 40 сантиметров ниже ватерлинии. Часть экипажа, 18 человек, захватив спасательные плоты, сразу высадилась на лед и начала борьбу с обледенением судна, а 14 россиян пытались залатать корпус корабля. На пробоину наложили пластыри и использовали систему откачки воды, но она по-прежнему продолжала поступать в трюм. Задача моряков - уменьшить ее объем до уровня колен. На это брошены все силы экипажа.
Андрей Поломарь, представитель компании-судовладельца: «Обстановка стабилизируется, вода откачивается, и экипаж проводит подготовительные работы по установке внутреннего цементного ящика на пробоину. Вода еще есть. С теми, кто был на борту, и теми, кто был на плотиках, все в порядке, все сейчас находятся на борту».
Все попытки добраться до судна заканчиваются провалом. Ближе всех к «Спарте» норвежские рыбаки, всего в 20 милях. Но за сутки судно прошло всего две. При такой скорости к «Спарте» оно подойдет только через полторы недели. Экипажу приходится рассчитывать только на себя.
И как в эти края попало судно, даже для опытных экспедиторов остается загадкой. Рыбу, как правило, здесь не ловят - место гиблое, в случае катастрофы помощи ждать неоткуда. Международные станции далеко, материки тоже - один океан и льды. Впрочем, эксперты считают, долго искать причину происшествия не нужно. Она лежит на поверхности - это погоня за прибылью.
Валерий Лукин, начальник Российской антарктический экспедиции: «Телевизионщики делают репортажи и этим зарабатывают на жизнь себе и своим семьям, а рыбаки ловят рыбу. Поэтому там, где есть рыба, туда рыбак и лезет».
Свою роль в случившемся, по мнению опытного полярника Виктора Боярского, сыграла и неопытность экипажа. Ветер в Антарктике меняется очень быстро, и попасть в ледовый плен можно в считанные минуты. Момент наступления льда капитан и пропустил. Теперь судьбу моряков опять решает ветер.
Виктор Боярский, директор Российского государственного музея Арктики и Антарктики: «Ветер в тех краях - Бог и Царь. Он может в считанные часы растащить лед, а может и сковать судно. В данном случае было бы лучше, если бы корабль прижало. Это позволило бы зашить пробоину».
Самый опасный сейчас враг «Спарты» - это время. В условиях Антарктики на ликвидацию пробоины остается не больше шести часов. Иначе - только эвакуация.
86%
1.90 107.43
1.35