Итальянцы и испанцы готовятся к финалу Евро. Что должно измениться в российском футболе, чтобы не было так стыдно
Выборы и перемены грядут и в российском футболе. После невыразительной игры нашей сборной на Евро глава РФС Сергей Фурсенко посчитал невозможным оставаться на посту и ушёл в отставку. Главный тренер Дик Адвокат уже давно устроил своё будущее, сегодня он проводит первую тренировку голландского клуба «ПСВ».
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Но какие выводы можно сделать по игре нашей сборной, что надо поменять, чтобы неудачи команды перестали быть только нашими проблемами. Наш корреспондент Константин Рожков выслушал ответы.
Для современных российских городов не такая уже редкая картина. Во дворе постелен новенький футбольный газон, но по нему почему-то никто не бегает. Раньше казалось, что уличный футбол исчез, потому что исчезли площадки. Но сейчас главная проблема уже не в том, что играть негде, а в том, что играть некому. Те самые будущие футболисты, для которых все это строилось, проводят время где-то в другом месте.
Вот откуда растут ноги у крылатой футбольной фразы: "В России - 140 миллионов человек, но нет ни одного нормального футболиста". Когда спорт перестает быть массовым неважно, сколько в стране населения, выбирать становится не из кого.
Игорь Сливка, тренер дворовой футбольной команды: «Наши футболисты это то, что у нас есть. Это лучшее, что у нас есть. Нам им спасибо надо сказать, что они вообще в финал Чемпионата Европы вышли».
Игорь Сливка - вымирающий футбольный вид, тренер дворовой команды. По его мнению, в подготовке будущих игроков сборной отсутствует самое важное звено - улица.
Расцвет дворового футбола в нашей стране пришелся на 50-е - 70-е годы. Именно тогда появился знаменитый турнир "Кожаный мяч", и именно тогда сборная СССР регулярно доходила до финалов крупных турниров, а в 60-ом единственный раз в истории выиграла Чемпионат Европы.
Нынешнее поколение до уровня тех лет явно не дотягивает.
Игорь Сливка, тренер дворовой футбольной команды: «У нас какой Аршавин был в 18-19 лет, он такой и остался. В конце только еще похуже стал. А так он какой был, так и закончил. Он только матерел, физически прибавлял и всё».
После того как массовый футбол исчез, в стране остались только спортивные школы. Они продолжили поставлять в сборную таланты. Одна из самых успешных в стране - академия Коноплева в Тольятти - выпустила Алана Дзагоева, лучшего в составе российской команды на нынешнем Евро.
Геннадий Колубин, генеральный менеджер Академии футбола им. Ю.Коноплева: «Я очень надеюсь, что в сборной будущего будут играть наши воспитанники. У нас подрастают ребята достаточно талантливые. Они входят в сборные своих возрастов. В молодежной сборной играет наш Артём Делькин. Надеюсь, он дорастёт и до основной сборной».
Но Дзагоев стал одним на целое поколение, как в свое время Аршавин. В то время, как в сильнейших сборных на одно место претендуют, как минимум, два, а то и три сильных игрока. Отсутствие конкуренции - не только в России - развращает футболистов завышенными гонорарами и верой в собственную незаменимость.
Сергей Степашин, член исполкома РФС, председатель Счетной палаты РФ: «Мы перекормили наших игроков и особенно тренеров. У нас очень раскрученный трансферный рынок. Да, если это рынок, надо платить за игру. А многие игроки просто отбывали свой номер».
Член РФС и председатель Счетной палаты Сергей Степашин ставит российскому футболу неутешительный диагноз - тратить деньги мы так и не научились.
Дик Адвокат, не сумевший вывести сборную даже из группы, зарабатывал по 7 миллионов евро в год и стал самым дорогим тренером на турнире. Его ближайший преследователь итальянец Чезаре Пранделли, чья команды сыграет в финале турнира, получает только 3 миллиона. Оклад немецкого наставника Иохима Лева - 2,5 миллиона, испанского тренера Дель Боске - полтора. А рулевой греческой команды, отправившей россиян домой, и вовсе зарабатывал 500 тысяч евро - в 15 раз меньше Адвоката.
Новый тренер российской команды - свой или иностранец - должен получать столько, сколько он стоит.
Сергей Степашин, член исполкома РФС, председатель Счетной палаты РФ: «Мы Хиддинга раскормили и Дика раскормили этими сумасшедшими гонорарами. Если ты тренер сборной, то учи язык и, как минимум, половину рабочего времени ты должен находиться в России. Обойти все города, поездить, посмотреть Первую лигу. А так приезжать как на шоу - из этого ничего не получится».
Леонид Фоменко, директор ФК "Тосно": «Мы выкручиваемся. Мы не можем участвовать во всех турнирах, где нам хотелось бы. Мы не можем дать детям то, что они должны получить».
Директору детской футбольной команды из городка Тосно, под Петербургом с одной стороны грех жаловаться. На новое футбольное поле в местной администрации денег не пожалели. Но поехать всей командой на большой турнир, чтобы попасть на глаза скаутам из "Зенита" или "Спартака", уже не получается. Разве что за свой счет. Выходит, что средства вкладывают, а развития футбола - нет. За все годы только один выпускник из "Тосно" заиграл на профессиональном уровне.
Леонид Фоменко, директор ФК "Тосно": «Эта наша сущность. Мы хотим показать всем, что у нас все есть и в тоже время, если заглянуть за ширму - у нас ничего нет. Мы разутые раздетые».
Отнять деньги у футболистов и отдать их детским тренерам - это только звучит красиво. Хорошо зарабатывать должны и те и другие. Другое дело, что распоряжаться колоссальными по мерками обычного человека средствам, которые крутятся в российском футболе, надо с умом.
Сергей Степашин, член исполкома РФС, председатель Счетной палаты РФ: «Надо выстраивать систему футбола в стране. Не спонтанную, ни через деньги олигархов или близких к ним людей: кто-то дал, кто-то купил, кто-то заплатил. То ли "Газпром", то ли Роман Аркадьевич Абрамович. Должна быть система».
Вот только быстро в футболе ничего не происходит. Должно пройти время, прежде чем дети вернутся на дворовые площадки, футбольные школы выпустят новые таланты, и в сборной, наконец, появится конкуренция.
Так что приемник Дика Адвоката - кем бы он не был - столкнется с той же проблемой: игроков надо менять, а менять особо не кем.
86%
1.90 107.43
1.35