В Государственном музее имени Пушкина представлена выставка «Пикассо & Хохлова»
В Москве расскажут волнующую историю любви художника и танцовщицы.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Если выйти замуж, то за художника, если жениться — то на русской. Кажется, что весь XX век, один из важнейших в истории искусства, был расчерчен словами Дягилева, которые он как-то за кулисами бросил Пикассо: «осторожно, на русских надо жениться».
Испанец и отправился к алтарю, да еще и в православный храм, будучи католиком. Хотя прежде гнал от себя любые мысли о семье, этом скучном буржуазном пережитке. Но она спутала все карты.
Имя — Ольга Хохлова, профессия — балерина, место рождения — Российская империя. Изящная, воздушная, задумчивая. Она развернет Пикассо в сторону почти что реализма. «Она слишком русская», — говорил художник своим ошарашенным друзьям.
— Она была той женщиной, которая могла быть изображена именно так. Она совпала с новой нотой, новой краской в его жизни. Спровоцировала эти движения, которые были внутри него. Это любовь! Только любовь может изменить что-то в жизни человека, тем более такого, как Пикассо, — говорит директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Марина Лошак.
Ольга изменила все. Ей не нравился кубизм, и вот он пишет ее так, что не отличишь от снимка. В Москву Ольга вернулась на десятках портретов и сотнях исписанных ее почерком страниц. Фарфоровое лицо с пронзительными глазами, гордая осанка. И целый чемодан воспоминаний с ее инициалами.
«Когда мне скучно, я просто пишу еще один портрет Лидии», — это уже Анри Матисс, о своей русской музе, эмигрантке, переводчице, родом из Томска, ставшей для гения — той самой на целые четверть века.
А единственная реальность, в которой, время от времени выныривая из своих причудливых снов, существовал главный сюрреалист в истории, — уроженка Казани Елена Дьяконова. Дали назвал ее Гала, блистательная, как морская гладь.
Жизнь разлучила их с родиной, но соединила с гениями. Дали ценил в русских женщинах бездну терпения, Пикассо — верность. Его Ольга действительно была ему верна. До конца ее жизни они состояли в законном браке, хотя расстались гораздо раньше. Но Пикассо будет писать ее все время.
— Все, что его интересует — это Ольга. Он просто сходит по ней с ума. Ольга становится его жизнью, история Ольги становится его историей, — уверен историк искусства, куратор выставки «Пикассо & Хохлова» Жоаким Писсаро.
Не просто модель или сиюминутное увлечение. Трудности перевода, кажется, каждую из этих экзотичных для той Европы русских — нисколько не волновали. Рядом с величайшими из великих — проявилась вся сила их характера. Та самая, которую историки искусства потом назовут — чистым вдохновением.
Ранее Пятый канал сообщил о том, что в Русском музее представили выставку «Неожиданный Малевич».