Самой первой киноработой 21-летнего Олега Табакова была роль в картине Михаила Швейцера «Тугой узел» по повести Владимира Тендрякова «Саша отправляется в путь». Но запомнили молодого актёра не по этому фильму. Одной из самый первых по-настоящему ярких ролей Табакова стал образ Олега Савина в картине «Шумный день» по мотивам комедии Виктора Розова «В поисках радости». За плечами у артиста уже были «Весенний дождь», «Дело «пёстрых», «Я не могла сказать», «Люди на мосту», «Накануне», «Испытательный срок»… С таким списком киноработ, актёр уже вполне мог считаться опытным, но в «Шумном дне» перед ним стояла действительно сложная задача – в свои 25 ему пришлось играть 15-летнего подростка. И справился Табаков мастерски. Видео: Отрывок из х/ф «Шумный день», 1960 год За следующее десятилетие Табаков отыграл и на сцене, и в кино десятки ролей. Многие из киноработ с участием актёра вошли в историю кинематографа. Чего только стоит легендарная «Война и мир» Сергея Бондарчука, где Табаков исполнил роль Николая Ростова. Или детская сказка и недетская притча «Король-олень». Актёрский состав был поистине звёздным: Юрий Яковлев, Валентина Малявина, Сергей Юрский, Елена Соловей, Олег Ефремов. А музыка Микаэла Таривердиева и песни в исполнении Аллы Пугачёвой гарантировали успех. Но куда большую аудиторию собрал фильм Владимира Бычкова «Достояние республики», где Табаков исполнил роль Макара Овчинникова. Видео: Отрывок из х/ф «Достояние республики», 1971 год Ещё через два года к Табакову приходит новый триумф. Его Шелленберг в «Семнадцати мгновениях весны» Татьяны Лиозновой по роману Юлиана Семёнова был настолько органичен, что после выхода фильма Табакову пришло письмо из Германии от племянницы Шелленберга, в котором актёра благодарили и говорили, что неоднократно пересматривали фильм, чтобы ещё раз взглянуть на «дядю Вальтера». Видео: Отрывок из т/ф «Семнадцать мгновениях весны», 1973 год А «голубой воришка» Альхен из «12 стульев» Марка Захарова с Анреем Мироновым и Анатолием Папановым в главных ролях и вовсе разошлась на цитаты. Видео: Отрывок из т/ф «12 стульев», 1976 год Табакову вообще одинаково хорошо удавались как драматические роли, вроде Щербука из «Неоконченная пьеса для механического пианино» или Обломова в экранизации Никиты Михалкова, так и роли откровенно комедийные, вроде Людовика XIII в «Трёх мушкетёрах». А уж мисс Эндрю в «Мэри Поппинс, до свидания!» и вовсе стала настоящим шаржем и гимном самоиронии. Видео: Отрывок из т/ф «Мэри Поппинс, до свидания!», 1984 год Точно так же разошёлся на цитаты и образ задорного, но слегка хитроватого содержателя салуна Гарри Мак-Кью из коммедийно-пародийного музыкального истерна Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов». Видео: Отрывок из х/ф «Человек с бульвара Капуцинов», 1987 год А уж кто не помнит знаменитого и мудрейшего, хоть и прижимистого, кота Матроскина из Простоквашино Эдуарда Успенского. И знаменитое правило вкусного бутерброда, который, конечно же, нужно кушать колбасой вниз. Видео: Отрывок из м/ф «Трое из Простоквашино», 1978 год …И другого известного кота, Гарфилада, который в России разговаривает голосом Олега Павловича Табакова. Видео: Отрывок из м/ф «Гарфилд», 2004 год И, уж если говорить о цитатах, ушедших в народ, нельзя не вспомнить искромётную комедию-фарс «Ширли-Мырли» Владимира Меньшова. Видео: Отрывок из х/ф «Ширли-Мырли», 1995 год Юмор, самоирония и жизнелюбие на протяжении всей жизни оставались главными отличительными чертами Олега Табакова. Именно их он нёс со сцены и с экрана. А воплощённые им образы, будут нести их и дальше даже теперь, когда его с нами больше нет.