Подтвердил это и член комиссии при президенте РФ по вопросам развития авиации Юрий Сытник. Он добавил, что самолет, скорее всего, модернизируют, и изменения будут такими значительными, что можно будет фактически говорить о новом самолете и новом бренде. Хотя оба эксперта отметили и то, что это хоть и решаемая, но крайне непростая задача. Алексей РогозинФото: РИА Новости Непростая юридическая ситуация сложилась с «Русланом» после распада Советского Союза. Легендарный транспортник был создан советскими конструкторами во время «холодной войны» — как ответ на американский самолет C-5 «Galaxy». Ан-124 получился на редкость удачной моделью: легкий, прочный и грузоподъемный, он до сих пор востребован во всем мире. Причем настолько, что даже страны НАТО до недавнего времени пользовались этими самолетами. Но в связи с обострением отношений между Россией и Западом и усилением антироссийское риторики в США, есть немалая вероятность, что Россия полностью прекратит предоставлять Ан-124 странам Альянса (до этого 17 грузовых самолетов использовалось для нужд НАТО). Об этом недавно сообщило французское издание Challenges со ссылкой на собственные источники в компании «Волга-Днепр». Примечательно, что, к примеру, французские военные сильно зависят от российских самолетов: их собственный транспортник Airbus A400M не может выполнять те задачи, на которые способен «Руслан». Фото: E. DEJOUR / ARMÉE DE LʼAIR (пресс-служба ВВС Франции) Но Украина категорически против возобновления строительства легендарных самолетов Россией. Более того, она утверждает, что это невозможно. В ответ на заявление Объединенной авиастроительной корпорации высказался «умирающий» украинский ГП «Антонов». Представители компании заявили, что только они обладают всей необходимой информацией о конструкции самолета и восстанавливать сотрудничество с Россией не планируют, а следовательно, «изготовление самолетов семейства Ан-124 под маркой «Антонов» без участия ГП «Антонов» невозможно. %news-206275% Действительно, в советские годы расположенный на Украине «Антонов» был главным центром, разрабатывавшим конструкцию «Руслана». Тем не менее, за двадцать лет производства (с 1984 по 2004 годы) две трети самолетов было выпущено на Ульяновском авиастроительном заводе. С начала двухтысячных выпуск самолета прекратился, и с тех самых пор идут переговоры о возобновлении производства Ан-124 Россией. Договоренность об этом была принята в декабре 2013 года, но в связи с государственным переворотом на Украине и последующим охлаждением российско-украинских отношений вопрос снова повис в воздухе. Украинский Ан-124Фото: Facebook / Антонов Возможность второй жизни для «Руслана» в разговоре с Пятым каналом прокомментировал председатель комиссии по гражданской авиации Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов: — Выпуск самолета Ан-124 — это вопрос, который последние 30 лет постоянно поднимается на уровне президентов, но остается нерешеннным. В чем дело? В том, что теоретически возможно Ан-124 производить в России. Но Ан-124 — это изделие восьмидесятых годов прошлого столетия. И занимался этим вопросом Советский Союз. Не Украина, не Россия — весь Советский Союз. И получил чудо, когда в воздух взлетел такой гигант, равных которому не было в мире и до сих пор нет, который востребован на всем земном шаре для перевозки крупногабаритных грузов на большие расстояния, в том числе, с пересечением воздушных пространств над всеми океанами. И сегодня стоит очередь за ним на перевозку грузов со всего мира, — подчеркнул Олег Смирнов. Вооруженные силы, по словам эксперта, особенно нуждаются в этом транспортнике: «Руслан» может перевозить не только войска, но и танки, и пушки, и самоходные установки. Фото: РИА Новости — И сегодня опять возник этот вопрос со стороны военных. И это утверждение было разгромлено фирмой «Антонов» — дескать, это заблуждение. Возможно это делать. Возможно выпускать эти самолеты, тем более, опыт есть — на Ульяновском заводе у нас выпускались последние Ан-124, и 95% комплектующих было нашего, российского производства. Но надо решить некоторые вопросы, которые тридцать лет не могли решить, — говорит Олег Смирнов. Видео: пресс-служба компании «Волга-Днепр» И, по словам Олега Смирнова, юридический нюанс — только полдела: — Первое — это установить де-юре, кто является реальным владельцем этого бренда. Слухов много, разговоров много, что этот бренд перепродан кому-то, что он у Украины, и так далее. Но Россия является правопреемником Советского Союза, а ведь именно Советский Союз делал этот самолет, а не Украина. Поэтому мы имеем право настаивать на этом. Второе — это проделать колоссальную работу: восстановить работу всех заводов, которые выпускали комплектующие для этого авиационного гиганта. Эти комплектующие — это и техника, и радиокомплектующие, и электрокомплектующие, и двигатели, и так далее. Вот если у нас найдутся министры, способные разобраться с этими двумя проблемами, то вопрос второй жизни Ан-124 — вполне решаемый. И самолет будет у нас выпускаться также, как он выпускался Советским Союзом, — резюмировал эусперт. Фото: ТАСС На сегодняшний день произведено 55 самолетов «Руслан». 16 из них летают в ВВС России, 8 эксплуатируются 224-м летным отрядом (дочерняя структура Минобороны РФ), 12 — российской грузовой компанией Волга-Днепр, 7 — украинскими «Авиалиниями Антонова». И, хотя Россия располагает самым большим количеством «Русланов», самолеты нуждаются в доработке и модернизации. Так что перед российским авиастроением действительно стоит серьезная задача — обзавестись обновленным парком лучших в мире транспортников. Анна Долгарева