Сотрудники почты и связи страны празднуют свой профессиональный праздник — День российской почты. Праздник отмечают ежегодно во второе воскресенье июля с 1994 года. В 2019-м жребия пали на 11 июля. Какую роль почта играет для страны, и почему российская система одна из самых старейших в Европе, рассказывает 5-tv.ru. Какую роль в развитии российской почты сыграла Золотая орда? Началом развития почты в России можно считать такой вид повинности, как «повоз», введенный в X веке и обязывающий население предоставлять коней княжеским гонцам. После захвата Киевской Руси монголо-татарами, были учреждены так называемые «ямы» или ямская повинность. Золотая орда построила почтовые станции, которые использовали для быстрой связи с окраинами государства. Ямская повинность напоминала «повоз», но лошадей должны были предоставлять с проводниками. Фото: Wikimedia После падения Золотой орды, ямская повинность сохранилась на территории всего государства. На рубеже XV–XVI веков почтовая связь установилась повсеместно. Расстояние между связующими станциями составляло от 42 до 106 километров. Посадское сословие и крестьян обременили тягловой повинностью, которая обязывала возить гонцов и посыльных. В XVI веке был учрежден Ямской приказ. Корреспонденция из Москвы до шведской границы доставлялась в течение трех недель. Европа в этом плане отставала и доставляла почту намного медленнее, но регулярнее. Вскоре Русь начала перенимать европейский опыт, но, несмотря на это, ямской повинностью пользовались еще долго. Во времена правления Ивана III при поездке боярина для государственных нужд и доставки каких-либо документов, в дорогу ему давали баранью тушу, три петуха и хлеб. Почта продолжила набирать обороты и оказалась очень выгодным предприятием. Благодаря поддержке главы русского внешнеполитического ведомства Ордина-Нащекина, член купеческой семьи Леонтий Марселис наладил связь между Москвой и Ригой. 17 сентября 1668 года ушло первое письмо в Прибалтику. Когда российская почта стала медленной? Петр I продолжил развитие отрасли и начал совершенствовать опыт своих предшественников. В 1693 году было налажено почтовое сообщение между Москвой и Архангельском, чуть позже появилась ветка в сибирские города. Узел между Москвой и новой столицей Санкт-Петербургом был налажен в 1716-м. Во время правления императора, были построены почтамты в Риге, Москве и Петербурге. В других крупных городах открыли почтовые конторы. К 1725 году протяженность путей связи в Российской Империи составляла около 11390 километров. Фото: Wikimedia Однако, несмотря на то, что с первой четверти XVIII века почтовые ветки начинали появляться все чаще, установление регулярного информационного сообщения между городами растянулось на десятилетия. После смерти Петра I, в 1740 году, почтовые конторы появились во всех главных населенных пунктах уездов и провинций. Французский дипломат Жак-Иоахим Тротти Шетарди, который находился в России в те годы, заметил, что кроме доставки почты за границу из Москвы и Санкт-Петербурга других «почт» в стране фактически не было. В 1781-м, когда люди начали отправлять почтой не только корреспонденцию и посылки, но и деньги, появились первые почтальоны-курьеры. А спустя почти полвека, в 1833-м Петербург наконец-то поделили на 17 почтовых округов. Таким образом удалось наладить обмен письмами внутри столицы. Конверты забирали три раза в день, доставляли на сортировку в почтамт, распределяли по округам и отправляли адресатам. В 1857 году появились первые почтовые марки в России, а к концу века по всей территории Российской империи поставили свыше 15 тысяч почтовых ящиков. Фронтовая почта После начала Гражданской войны в 1918-м, почта продолжала свою работу, но иногда прерывалась в зависимости от хода военных действий. Через год ввели бесплатную пересылку простых писем и почтовых карточек. Однако, за годы Первой мировой и Гражданской войны, почтовое хозяйство страны пришло в упадок. Фото: globallookpress.com Стоит отметить уникальный период российской почты, а именно, фронтовой. В годы Великой отечественной войны было доставлено около шести миллиардов писем. Почта стала единственной связующей ниточкой для населения в самый тяжелый для СССР период. Именно в момент наступления войны, обнажилось реальное состояние почтовой службы. Советские власти поняли, что нужно наладить систему в срочном порядке, но перед ними стояли такие немаловажные проблемы, как телевидение и радио. Работу над усовершенствованием системы военно-почтовой службы доверили гражданским специалистам. Они далеко «ходить» не стали и переняли систему доставки писем у немцев. К концу первого года войны, почта работала как отлаженный механизм. Первой проблемой стала резкая нехватка конвертов. Именно из-за этого появились письма-треугольники. Лист бумаги с текстом просто оборачивали другим чистым листом, писали адрес, не клеили марок и оставляли свободные поля для пометок почтальонов. Несмотря на огромный поток писем, они все же проходили цензуру из соображений безопасности. Удивительно, но в войну письма доставлялись быстрее, чем в наше мирное время. Почтальонов перемещали всеми возможными видами транспорта: самолетами, поездами, машинами, кораблями. Иногда для отправки писем в дальние локации, применялись даже почтовые голуби. После окончания войны, пошла вторая волна огромного потока корреспонденции. Граждане СССР поздравляли друг друга с победой. В итоге, тонны недоставленных писем и открыток так и остались лежать в почтовых отделениях.