Народному артисту РФ Евгению Стеблову исполнилось 75 лет. Актер родился 8 декабря 1945-го в Москве в потомственной дворянской семье. Его карьера в кино началась с роли в фильме «Я шагаю по Москве», на съемки которого он попал случайно. После выхода картины, 18-летний актер проснулся знаменитым. Но кроме успехов в профессии, жизнь уготовила Евгению Юрьевичу немало испытаний. В 1976-м он попал в серьезную автомобильную аварию в Праге, повредив руку. Тогда он обрел веру в бога и крестился вместе с женой Татьяной. В 2010-м актер потерял любимую жену: у Татьяны было больное сердце. Через четыре месяца после смерти матери, единственный наследник Стеблова Сергей, ушел в монастырь. Молодой человек снялся в нескольких фильмах и мог бы пойти по стопам отца, но решил посвятить свою жизнь служению богу. В эксклюзивном интервью 5-tv.ru Евгений Стеблов рассказал о вере в бога, современной молодежи и жизни сына в монастыре в Соловках. Об успехе без роли в фильме «Я шагаю по Москве» «Я не практикую в своей жизни сослагательное наклонение: что было бы, если бы? Откуда я знаю? Человек предполагает, а господь располагает. Я верю, что ничего случайного не бывает. Раз это случилось, значит, так это было нужно. До того как попасть в эту картину, я снялся только в одном эпизоде фильма „Первый троллейбус“. Тогда я перешел на второй курс Щукинского училища и просто был счастлив, что снимаюсь в кино. А все остальное, например, какое будет кино, получится ли и станет ли киноклассикой, я предвидеть не мог. Актер Евгений Стеблов в к/ф «Я шагаю по Москве», 1963-й. Фото: Kinopoisk.ru Я так скажу, что мне грех жаловаться на судьбу. У меня не было ни в кино, ни в театре, чтобы мне не предлагали ролей. Я начал сниматься с 17 лет, а институт окончил в 1966-м. Я очень хотел попасть в театр им. Ленинского комсомола, которым руководил Анатолий Эфрос. Я ему показался вместе со своими партнерами и он меня взял. У меня все так складывалось. Я считаю, что это все промыслительное и ничего себе в заслугу не ставлю. Я считаю, что это все божий промысел, а мое дело отвечать на те вызовы, которые я получаю свыше. Вот так я сейчас это воспринимаю все». О желании славы и признания «Вообще, вот это сейчас все говорят: прославиться. А когда мы учились было стыдно так рассуждать. Это было нескромно. Хотя, конечно, плох тот солдат, который не хочет быть генералом. Может быть в душе, конечно, все студенты театрального института, желали славы. Наверное, я не был исключением. Но это не было какой-то ведущей страстью, совершенно не было. Казалось, что это должно быть, если ты будешь работать, значит, это должно случиться. Актер Евгений Стеблов на сцене театра имени Моссовета в 1979-м. Фото: Фотохроника ТАСС / Михаил Строков И когда я вот стал, как теперь говорят, узнаваемым публично, то мне сначала было очень смешно, когда на меня все смотрели на улице. Моя главная задача была держать „серьез“ . Мне было смешно. Один раз был случай, когда я ходил обедать в кафе «Прага». И один человек за столом, который сидел рядом, говорит: „Что вы смущаетесь? Ничего страшного! Это все нормально и для этого мы и существует — врачи“. Оказалось, что он был врачом-психиатром и решил, что я его бывший пациент. Обычно пациенты психиатрических клиник стесняются, когда встречаются с врачами. Они делают вид, что они их не знают. Это смешно. Знаете, сейчас я к этому отношусь так: назвался груздем — полезай в кузов. Я настолько с этим уже свыкся. Это налагает определенную ответственность. И вот когда люди незнакомые подходят на улице, я уже наперед знаю, что я им отвечу. Это все у меня происходит на автомате». Об отношении к новому поколению актеров «Я отношусь к разряду тех людей, которые преподают молодому поколению. Я с конца 80-х преподаю в театральных институтах. Сначала в Щукинском училище, потом я выпустил курс в ГИТИСе. Сейчас в Институте театрального искусства им. Кобзона. Я уже выпустил там несколько курсов и сейчас у меня есть курс. Они уже второкурсники и вот как раз попали в эту пандемию. Сейчас наше общение затруднено. Актер Евгений Стеблов на церемонии вручения театральной премии «Гвоздь сезона» в 2018-м. Фото: ТАСС / Сергей Фадеичев Я стараюсь их понимать, я это учитываю. Поэтому я вот предыдущий курс выпустил полтора года назад. Четыре года учились и там две очень талантливые девочки — мои выпускницы. Я их пригласил в педагоги. Они теперь молодые педагоги на моем следующем курсе. Я их пригласил именно из этих соображений, потому что они по-возрасту ближе к нынешним студентам. Они замечательно работают. Во-первых, мне с ними очень легко, потому что они мои ученицы, они меня понимают очень хорошо. И во-вторых, они оказались очень одаренные и я бы даже сказал, талантливые. И вообще, очень эффективно они работают». О современном российском кинематографе «Я же основную свою жизнь провел в советском кино. Тогда в работе над картиной главную роль играл режиссер, а сейчас продюсер. И когда подходят зрители и говорят: как мы любим ваши фильмы старые! А сейчас, к сожалению, они разочарованы. Вот я им объясняю, что это — продюсерское кино. Сейчас из нашего продюсерского слоя очень мало подлинных продюсеров. Любой администратор называет себя продюсером. А на самом деле, что это? Это человек административного склада. А настоящих продюсеров, которые соединяют в себе творческое инициативное и организационное начало, их единицы. Их единицы! И, как правило, их фильмы заслуживают внимания, но они единичны. Актер Евгений Стеблов и режиссер Владимир Зайцев во время съемки новогодней комедии «Слушатель», 2004-й. Фото: ИТАР-ТАСС/ Дмитрий Копылов Такой период разрушили — советский кинематограф. Отечественное кино разрушили во время этого переходного периода, который наша страна переживала. А новое кино, оно с трудом на наших глазах, при моем участии, переживало становление». О втором браке после смерти жены «Когда я женился, нам с Танюшей — моей покойной женой, было по 26 лет. В 26 лет мы соединили свои судьбы. В 2010-м я овдовел. У нее было больное сердце, мы с ней пережили операцию в 1992-м. Потом ей хирург давал 15 лет жизни, а она прожила 18. Незадолго до своего ухода из жизни, она мне сказала: „Ты женись!“ Ну, я сказал, что женюсь, но я не хочу на эту тему говорить. Это очень непросто, очень тяжело и для меня тут важно не то, что говорят окружающие, потому что говорят разное и в общем-то, критически практически никто не относился. Для меня важно, что скажет Батюшка, у которого я исповедуюсь. Когда я спросил, он сказал: „Через год можешь жениться“. Вот так я и сделал». О решении сына уйти в монастырь «У меня никакого непонимания не было. Конечно, я Сереже сказал, потом, когда я его навещал: «Конечно, мама совершила подвиг, родив тебя, потому что с больным сердцем она рожала». Меня даже спрашивали, кого оставлять: ребенка или мать. Ну я, конечно, сказал мать, потому что ребенок еще не родился. Как верующий человек, я это воспринял как волю божью. Такова воля Божья. Хотя, как земной человек, конечно, то что он остановил род, это вызвало у меня некоторое сожаление. Ну что делать? Значит, это так свыше определено. В монастырях есть такая поговорка среди насельников монастырских, что не человек выбирает монастырь, а монастырь человека. Значит, это его путь такой. И это потом подтвердилось, мне посчастливилось задать вопрос отцу Власию, есть такой старец, он схиигумен в Боровске. Я спросил: „Это его путь?“ Он сказал: „Его. Хороший Сережа, хороший!“ Он очень так доброжелательно ко мне отнесся. Актер Евгений Стеблов с сыном Сергеем в Спасо-Преображенском Соловецком монастыре. Фото: ВКонтакте @arhiereiskaya_dacha Сейчас уже Сережа не Сережа, а отец Фотий. Потому что в постриге ему дали другое имя. Но постриг был не сразу: сначала он был трудником — это не член монастырской братии, потом он стал послушником — это уже член монастырской братии, он был иноком или рисофорным послушником. И только потом на десятый год он принял постриг. Для меня он Сережа, я отцом Фотием его не называю. Это не имеет для меня никакого значения. Если говорить о нашем общении, я себя чувствую с ним как будто я на исповеди. Он больше молчит и слушает, я-то человек более разговорчивый. А он больше молчит и слушает, но отвечает на любые вопросы. Но не инициирует разговор, вот так скажу». О Никите Михалкове и «Бесогоне» «Мы вообще с ним очень близки. Во-первых, творчески очень близки, мы друг друга понимаем просто по глазам. А во-вторых, мы познакомились с ним в молодежной студии при театре Станиславского. Когда мы были старшеклассниками, это еще до картины. Ну там мы не дружили с ним, просто были студийцами одной студии. Потом на картине я уже перешел на второй курс, а он только поступил в Щукинское училище, хотя по возрасту он меня старше на полтора месяца. Он оканчивал школу рабочей молодежи, потому что он работал уже — в кино снимался. А „Бесогон“, ну, во-первых, у нас в принципе общая социально-политическая позиция. Во-вторых, когда мне особенно нравятся некоторые выпуски, ему звоню и свой восторг не скрываю. Но и он тоже, ему очень приятно, потому что мое мнение для него что-то значит». О социальных сетях «Да мне это неинтересно! Я не понимаю это. Танцы? ТикТок? Да ну что это? Ну это такой примитив, ну! Что это? Я изощренный человек. Что мне этот ТикТок? Я такой ТикТок могу в любой момент устроить, что мало не покажется».