Глава Минобрнауки Валерий Фальков призвал Россию отказаться от болонской системы образования. По мнению министра, она устарела, а страна нуждается в собственной методике обучения. О том, что из себя представляет болонская система и к чему приведет отказ от нее 5-tv.ru рассказал Денис Фомин-Нилов, и.о ректора Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН РАН). Болонская система образования — что это Зачатки болонской системы образования появились в конце 70-х. Германия, Франция, Великобритания и Италия с целью развития европейской науки подписали Сорбонскую декларацию. В конце 90-х сформировались ее стандарты. Изначально они распространялись на 29 государств, готовых поощрять мобильность студентов и повышение привлекательности обучения. В 1999-м появилась Болонская декларация, закрепившая положения единой системы обучения в Европе. Она делилась на два типа: бакалавриат и магистратура. Третий этап — доктор — лишь упоминался в тексте документа. Составители предположили, что на нее перейдет малое количество магистров. Официально его добавили лишь в 2003-м. На данный момент Болонская система образования действует в 49 странах. В этих государствах бакалавриат занимает три года, магистратура от одного до двух лет. До включения в Болонскую систему образования в высших учебных заведениях России учились в течение пяти-шести лет. Однако даже после 2011-го по некоторым специальностям не стали сокращать количество лет учебы. Например, врачам и инженерам по-прежнему предстояло обучаться в течение пяти лет. Кроме того, с введением Болонской системы образования российским студентам и школьникам стало труднее перевестись из одного учебного заведения в другое из-за отличий в учебном плане. Болонский процесс создал единую образовательную зону и объединил учебные системы многих стран. В 2003-м к ним присоединилась Россия для дальнейшего признания в Европе российских дипломов. Полностью страна перешла на нее к 2011-му. «Это была попытка нашей страны в 90-е годы интегрироваться в систему высшего образования Европейского союза. И, конечно, наша система образования существенно отличалась, потому что, несмотря на традиции, почерпнутые из императорских университетов, наши высшие учебные заведения формировались в 30-е годы под нужды государственной плановой экономики, имеющей пятилетние циклы», — рассказал эксперт. Программа высшего образования в СССР строилась на том, что после выпуска человек в течение многих лет отрабатывает бесплатно полученные знания. «Человек из Ташкента со второго курса мог перевестись на исторический факультет МГУ, а дисциплины были те же самые. Никакой проблемы при переводе из одного вуза в другой не возникало», — объяснил эксперт. За пять лет обучения, даже с учетом смены вузов, студент проходил полный курс. Вместе с этим учащемуся платили стипендию в размере до 40% от заработка профессионала. Однако это шло вразрез с европейскими стандартами. Что изменится после выхода России из болонской системы Даже после выхода России из Болонской системы у российских студентов по-прежнему будет возможность обучаться по программе обмена. Однако сотрудничать вуз будет не с западными храмами науки, а с российскими. Выражаясь проще, на место международного обмена студентами придет внутренний. %red-387703% Эксперты напоминают, что по сей день не все российские вузы были признаны за рубежом. Не признавалось и обучение, что снижало мобильность отечественных студентов. Уже поэтому российское высшее образование ничего не потеряет, когда Россия выйдет из Болонской системы. А причина тому — в некорректной оценке системы высшего образования в России со стороны Запада. «Пытаются все время изобразить, что наша система образования — второго и третьего сорта. Но на самом деле это лишь конкурентная борьба за студентов. Борьба за финансирование. И никак не имеет отношения к качеству образования», — считает эксперт. Но даже теперь российские дипломы не перестанут признавать за рубежом. Специалисты напоминают, что, обучавшиеся в западном и отечественном вузах студенты и так имели два документа. Один — для России, другой — для зарубежья. Предполагается, что эта система сохранится и после выхода России из Болонской системы. Какой будет российская система образования Представители системы образования напоминают, что в Болонской системе были как плюсы, так и минусы. Например, с ее введением исчезли специализации. В том числе поредели технические специальности, столь привычные советским учащимся. Особенно это касается инженерного специалитета. Согласно Болонской системе образования, специалисты обучаются в течение четырех лет. Однако практика показывает, что за это время просто невозможно подготовить хорошего специалиста. В традиционной системе, ранее существовавшей в России, практическая часть обучения начиналась на третьем курсе. При Болонской — на четвертом в течение полугода. Но этого времени не хватает для получения нужных знаний. При возвращении классической системы обучения российские выпускники вузов придут на производство и будут использовать знания непосредственно на практике. «В ближайшее время в рамках обсуждения среди научного сообщества, педагогического, работодателей, будет найдена оптимальная модель. И к ней уже сейчас идут. Это модель 2+2+2. И как будут называться эти разные двухлетние периоды — это дело десятое. Главное — каким содержанием наполнить и как выстроить наши учебные планы в системе высшего образования», — считает и.о ректора ГАУГН РАН. Болонская система урезала в школе часы физики, химии и математики, увеличив за их счет обществознание и иностранные языки. Таким образом программа была ориентирована на тех, кто будет работать в международных компаниях, а не рядовым рабочим, столь нужным для постройки развитого государства. Однако после выхода России из Болонской системы эти проблемы решатся. ЕГЭ — тоже отголосок Болонской системы. Но отказываться от него пока не планируют.