Живая история

«Балет и Власть»

4 серии, эфир — 13, 14, 15, 16 октября
22:20

Сочетание слов «балет» и «власть» для современного человека звучит странно, вызывая вопрос — «а причем здесь?.. где «балет» и где «власть…» Но если посмотреть внимательней, то эта связь настолько тесна, что поражает. Балет был создан во дворце. То есть балет по своему происхождению — дворцовое, никак не народное, абсолютно «искусственное» искусство. Балет — это кукла власти. И история их взаимоотношений это одновременно — драма куклы, драма хозяина и их совместная драма.

Первая серия (13 октября) — это времена русской монархии до 1917 года. Взаимоотношения балета и власти — кастовые. Прямая спина балетных — это выпрямленная долгими упражнениями спина плебея. Но балетные женщины — совершенны и эротически притягательны, не в пример аристократкам. Балет — капризная любовница, на которой не женятся. Символическая фигура серии — Матильда Кшесинская.

Вторая серия (14 октября) — это серебряный век с 1909 по 1920. Очарование декаданса. Аристократия в предчувствии гибели, пытается примириться с этим: кокаин, безумие, гомосексуализм, самоубийства, мистика. Все кончено — можно все. Куклы бунтуют. В балете, наконец, преодолевает все запреты чистая мужская красота, не скрывающаяся более под мундирами и прочими прагматическими оправданиями. Символическая фигура серии — Вацлав Нижинский.

Третья серия (15 октября) — советский балет с 1917 по 1960-е. Плебеи и аристократы поменялись местами. Прямая спина балетных заставляет подсознательно заискивать перед ними плебейскую власть. Их ценят, они презирают, их сторожат и покупают. Кукла осталась прежней, но попала в руки убийц хозяев. Ледяное презрение. Символическая фигура серии — Галина Уланова.

Четвертая серия (16 октября) — советский балет с 1956 по 1991. Власть одряхлела, ей не до любовниц. «господи, ну что им всем надо», — тяжело вздыхает она и отдает внучек в балетное училище. Куклы распоясались и стали разбегаться. Но станет ли человеком кукла без хозяина, и какой ценой? Символическая фигура серии — Рудольф Нуреев.

Но все равно, подлинный балет — это красота иерархии, военная синхронность кордебалета, финальный поклон к царской ложе. Балетные артисты танцуют модерн, едут за границу, на сцене и в зале — демократия, равенство и братство. Но классический балет в своих жестах сохранил живую тайну аристократического мифа. Хозяин умер — осталась только кукла.

В фильме принимают участие:

  • историк моды Александр Васильев
  • балетмейстер, народный артист СССР Олег Виноградов
  • заслуженная артистка России Анастасия Волочкова
  • историк балета Вадим Гаевский
  • костюмер «Гранд-Опера» Иветта Гранфон
  • балетмейстер, народный артист РСФСР Никита Долгушин
  • народная артистка СССР Габриэлла Комлева
  • народная артистка СССР Нинель Кургапкина
  • искусствовед Алексей Лепорк
  • прима-балерина «Гранд-Опера» Аньез Летэстью
  • директор балетной труппы «Гранд-Опера» Брижит Лефевр
  • народная артистка СССР Екатерина Максимова
  • народная артистка РСФСР Алла Осипенко
  • художественный руководитель балетной труппы Михайловского театра, народный артист России Фарух Рузиматов
  • кинорежиссер Алексей Симонов
  • премьер Большого театра, народный артист России Николай Цискаридзе

Сергей Вихарев — солист Мариинского театра, заслуженный артист РФ, обладатель Золотой маски как лучший хореограф за балеты «Пробуждение Флоры», «Коппелия», Лауреат Международных конкурсов артистов балета (Варна 1980, Москва 1985), лауреат премии «Балтика» (1999).

Осуществил постановки и реконструкции балетов: «Леда и лебедь» на музыку Г. Малера в Эрмитажном театре, «Спящая красавица», «Петрушка», «Баядерка» Л. Минкуса в Мариинском театре, «Жизель», «Шопениана», «Карнавал», «Половецкие пляски» в Театре оперы и балета в Астане, «Вечер русских балетов», «Коппелия» Л. Делиба в NBA Ballet Company в Токио.

Юлия Яковлева — историк балета, критик, эссеист, автор монографии «Мариинский театр. Балет. ХХ век» и книги «Азбука балета».

Из рецензий на книгу «Азбука балета»:

«…написана она так, как о балете никогда еще по-русски не писали, и о том, о чем принято молчать». («Коммерсантъ»).

«Сочинение Юлии Яковлевой — компактное введение в балетоведение, лишенное занудства» («Ведомости»).

Из рецензий на книгу «Мариинский театр. Балет. ХХ век»:

«…такой острый язык, парадоксальная логика, свободное плаванье между научностью и журналистикой в сочетании с почти структуралистской жесткостью анализа в отечественной искусствоведческой литературе практически не встречается…» («Коммерсантъ»)

«Это история русского (петербургского) балета, от Петипа до Дианы Вишневой, достаточно академичная, чтобы прорваться сквозь фильтрационные лагеря издательства "НЛО", но и нахальная, скептическая, ревизионистская…» («Афиша»)

Ведущий: Сергей Вихарев

Автор сценария: Юлия Яковлева

Автор идеи: Лев Лурье

Режиссер-постановщик: Алексей  Е. Шутов

Режиссер монтажа: Елена Копалкина

Операторы: Андрей Алексеев, Сергей Дубровский

Шеф-редактор: Ирина Малярова


Цифры дня

25 марта в вечернем прайме Пятый занял второе место среди всех федеральных каналов в женской аудитории возрастного сегмента «25-59». 9,9% телезрительниц страны посмотрели детектив «Великолепная Пятерка» и подвели итоги дня с программой «Известия».

Для рекламодателей

Новости канала

Пятый канал подготовил специальную подборку серий легендарного детектива «След». Каждую субботу в апреле эксперты ФЭС раскрывают самые загадочные преступления, разоблачают экстрасенсов, шаманов и ведьм.

5-tv.ru

Пресса о компании

Пятый канал подготовил специальную подборку серий легендарного детектива «След» с мистической тематикой.

5-tv.ru

Реклама