В 1991 году Украина отправилась в свободное плавание с хорошим наследством от Советского Союза - это и промышленность, и сельское хозяйство, и армия. Но за эти 25 лет произошло многое. Даже слишком многое.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
От кого независима Украина, и что теперь не зависит от Украины, наш корреспондент расскажет Константин Рожков.
Чего вы ждете от независимости? Чего мы ждем от независимости? Я послушала всех кандидатов и совершенно согласна с тем, что гораздо легче навести порядок в меньшей стране, чем в большой.
Этот опрос был записан 25 лет назад на улицах Киева. В тот день, когда жители тогда еще украинской ССР голосовали на историческом референдуме: оставаться в Союзе или объявить «незалежность».
Подавляющему большинству тогда казалось: «вот выйдем из Союза и заживем». За отделение проголосовали более 90%. Сейчас это может показаться странным, но за выход голосовали, в том числе и русские, которых на тот момент в Республике было 12 миллионов. 25 лет назад все почему-то были уверены, что отделение станет формальным. Куда же мы друг от друга денемся, - рассуждали на улицах. И даже в специальном обращении к жителям перед самым голосованием кандидат в президенты Леонид Кравчук говорил: русским беспокоиться не о чем.
Цитата из обращения Леонида Кравчука к русским: «Я буду делать все от меня зависящее для полного удовлетворения политических, экономических, социальных и духовных запросов русского населения. Ни в коем случае не будет допускаться насильственная украинизация русских. Любые попытки дискриминации по национальному признаку будут решительно пресекаться».
Выходит, первый президент Украины солгал, а 12 миллионов русских, поверив ему, выходили на все эти многотысячные митинги и скандировали «Незалежность». Андрей Селезов – русский, вырос в Киеве. Сегодня мужчина вспоминает: украинские националисты стали поднимать голову сразу после отсоединения.
Андрей Селезов, беженец с Украины: «Буквально сразу как проголосовали, уже в январе начались первые проблемы: дележка армии, дележка флота, первые статьи в газетах, первые возгласы «Вооот! Москали!» Вот это слово появилось. То есть не прошло и месяца».
На обывательском уровне рассуждали примерно так: «Мы все эти годы Россию кормили, уж себя-то прокормим подавно». Политики обещали, что скоро страна по уровню жизни догонит Францию. И тогда это не казалось такой уж утопией.
Украине досталась развитая промышленность: тут не только выплавляли металл и добывали уголь, но и делали самолеты, авиационные двигатели, ракеты, строили корабли. Про сельское хозяйство и говорить не стоит. На Украине осталась большая часть посевных площадей Советского союза и треть всей промышленности. Нужно было только грамотно всем этим распорядиться.
Но что-то пошло не так. За 25 лет независимости в соседних России, Белоруссии и Казахстане ВВП вырос почти втрое. А Украине и похвастаться-то нечем.
Николай Азаров, бывший премьер-министр Украины: «Украина деградировала. Она единственная из стран постсоветского пространства не вышла на уровень 1991 года. Не просто не вышла. А сейчас производит порядка 45-50% от того, что производила раньше».
Похожая ситуация в вооружённых силах. После распада СССР Украине досталось 6500 танков, 7000 бронемашин, 7200 артиллерийских систем, 1100 боевых самолетов, более 500 кораблей. Личный состав насчитывал 780 тысяч военнослужащих. Не считая российской, это была самая многочисленная и боеспособная армия во всей Европе. То, как поступили с советским военным наследием на Украине, потом даже легло в основу голливудского фильма. Оружейный барон приезжает на военную базу скупать за бесценок смертоносный арсенал.
Было бы несправедливо утверждать, что за все эти годы на Украине не сделано вообще ничего. Например, в 2012 страна успешно приняла Чемпионат Европы по футболу, построив много новых и современных стадионов. Но все достижения обнулялись частыми политическим потрясениями.
В чем страна действительно преуспела, так это в технологии уличных протестов. Чего только не придумывали на Украине, чтобы свергать очередную неугодную власть. Научились строить целые палаточные городки. Митинговать и в дождь, и в лютый холод. А в 2014 все увидели, как можно с помощью палок и коктейлей Молотова устроить самый настоящий государственный переворот.
Пётр Симоненко, лидер Коммунистической Партии Украины: «Прошло 25 лет. Население сократилось на 10 миллионов. Украина попала в плеяду стран, которые входят во вторую сотню. По уровню коррупции занимает из 160 стран 130 место».
Когда 2 года назад в разгар последнего Майдана в центре Киева раздались выстрелы и от рук неизвестных снайперов погибли несколько десятков человек, Андрей Селезов принял решение покинуть страну, в которой он вырос, но где он так и не смог стать своим.
Андрей Селезов, беженец с Украины: «Тогда я понял, что все. Теперь уже убивают. Я понял, что цена человеческой жизни уже ничего не стоит. И просто ко мне могут в любой момент приехать эти товарищи из «Свободы», которые знают мой адрес. А у них уже оружие было».
За то, что в социальных сетях ругал Майдан, Андрея включили в черный список печально известного сайта «Миротворец», где украинские националисты вывешивают имена неугодных. Некоторых людей из этих списков, в частности писателя Олеся Бузину, убили. После угроз в свой адрес. Андрей переехал в Санкт-Петербург. В Киеве у него остались родные и близкие.
Получив богатое наследство Украина за 25 лет так толком и не научилась им пользоваться, прогуляв на бесконечных майданах почти всё: от некогда мощной промышленности и науки осталась бледная тень, осколки грозной армии погрязли в карательной операции на юго-востоке. Вместо обещанного мира между русскими и украинцами – настоящая гражданская война и геноцид.
Нищенские пенсии и зарплаты, лавинообразный рост коммунальных тарифов, разгул преступности, когда 25 лет назад миллионы жителей советской Украины голосовали за Независимость, то, наверное, представляли совсем другое будущее.
85%
-1.08 106.54
-1.42