Сегодня научный мир отреагировал на заседание Совета во главе с президентом. Путин, который неоднократно просил у Академии Наук не рекрутировать чиновников, поставил накануне вопрос ребром: что делать с таким количеством высокопоставленных член-корров?
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Другое дело депутаты обеих палат парламента. Их должности выборные и, учёный титул, как правило, не отвлекает, а наоборот, придаёт эффективности основной работе. Как следует поступить новоиспечённым академикам из министерств и ведомств? Наш корреспондент Елена Норкунайте посоветовалась с людьми науки:
И академик, и сенатор Арнольд Тулохонов один из немногих, кто сегодня согласился ответить на вопросы журналистов. И слова российского ученого уже разошлись на цитаты. Например, эта - самая популярная.
Арнольд Тулохонов: «Плохо - когда власть приходит в науку, хорошо - когда наука приходит во власть».
Сам Тулохонов вроде бы прошел по первому пути. Сенатор с 2013 года стал членом РАН в 2015. Означает ли это, что теперь он добровольно уйдет с высокого поста? Ведь в Совете Федерации Арнольд Тулохонов занимается международными делами. Хотя у доктора географических наук три сотни трудов, десятки монографий.
Арнольд Тулохонов: «Я - представитель Академии наук, пожизненно я должен работать в Академии наук что бы ни случилось. Поэтому для меня этот вопрос вообще не стоит. А в данном случае наука позволяет мне профессионально квалифицированно заниматься законодательной деятельностью».
И закон не против депутатов обеих палат парламента. Но примерно год назад Кремль фактически запретил высокопоставленным чиновникам серьезно заниматься наукой. Аргументируя это тем, что качественное совмещение с госслужбой невозможно. Однако всего за год ряды членов-корреспондентов и академиков пополнились. Из 25 чиновников-конкурсантов 2015 года 14 человек вошли в РАН.
Владимир Путин, президент РФ: «Зачем вы это сделали? Они такие крупные ученые, что без них академия наук не сможет? Первый вопрос. И второй вопрос: что мне теперь делать?»
Владимир Фортов: «Все они сказали, что получили разрешение от своих руководителей…»
Владимир Путин: «Вопрос был не в этом! Они такие крупные ученые, что они должны быть член-коррами и академиками?
Владимир Фортов: «Они прошли весь конкурс, без всякого изъятия и исключения…»
Глава РАН сначала встал на защиту титулованных ученых из министерств образования, обороны и внутренних дел, из управления делами президента, из ФСБ и других госструктур. По словам Владимира Фортова, заслуги каждого кандидата обсуждают более 10 раз, 6 раз коллеги голосуют тайно. Но спорить с президентом - себе дороже.
Владимир Фортов: «Он (Владимир Путин) абсолютно канонически определил свою позицию. Комментировать то, что уже сказано, причем исчерпывающе сказано, я не буду. Не могу этого делать. Это должен решать каждый сам за себя».
Пока добровольцев не нашлось. Но, главное, что выбор остался. Об этом Владимир Путин заявил прямо, на совете по науке и образованию.
Владимир Путин: «Я должен буду предоставить им возможность заниматься наукой, потому что, судя по всему, их научная деятельность гораздо важнее, чем исполнение каких-то рутинных административных обязанностей в органах власти и управления».
Всех недобросовестных чиновников попробовала пересчитать Вера Мысина. Она давно клеймит позором ученых, которые живут исключительно в свое удовольствие за государственный счет. И на конкретных примерах объясняет свою позицию, причем без купюр.
Вера Мысина: «Например, академик Лопатин (а таких кексов там как минимум человек 10), который является замом в Минобрнауки, не занимается наукой лет 10 как минимум, серейший бюрократ, начинал у Розанова - академика-секретаря биологического отделения РАН. Фигура, которая переплюнет любого чиновника по своей амёбообразности».
Однако самое пристальное внимание общественные организации предлагают сосредоточить на новичках РАН. Считают, что нужна срочная проверка. И академических знаний, и на коррупционную составляющую.
Кирилл Кабанов: «Для чиновников, особенно для тех, кто считает, что у них все есть, в том числе и материальные блага, это такой праздник тщеславия… «А еще я – академик». Это на самом деле проблема не сегодняшнего дня, это проблема вообще нашего чиновничества. Такая информация поступала. Информация достаточно закрытая. О том, что у нас эти должности могут покупаться».
В кулуарах действующие, настоящие академики РАН уже давно говорят, что чиновник в науке как минимум вредит общему престижу. Уменьшает научный потенциал, то есть занимает чужое место. Причем пожизненно. Это смешно, но сами академики отказаться от титула не могут, так что у новичков РАН выбор, конечно, есть, но он всегда в пользу науки.
86%
0.46 106.08
0.27