Русский музей Петербурга покажет самую большую коллекцию работ Айвазовского

В Петербурге открывается экспозиция, которую называют одним из главных событий года. К двухсотлетию со дня рождения Ивана Айвазовского Русский музей покажет самую большую коллекцию работ знаменитого мариниста.

Перейти в Дзен Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »

Многие полотна широкая публика увидит впервые. Помимо всемирно известных картин, будут выставлены произведения из личных коллекций. Вернисаж ещё готовят к открытию. Наш корреспондент Игорь Максименко первым узнал о шедеврах будущей выставки.

Эти огромные полотна впервые с момента своего создания покинули свой дом. Затворничество было долгим – более 100 лет они хранились в Адмиралтействе. И знали о них лишь тамошние обитатели да редкие искусствоведы. Короткое путешествие из Морского ведомства в Русский музей затеяли в честь юбилея автора картин – великого и неповторимого Ивана Айвазовского.

Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи XVIII - нач. XIX вв. Русского музея: «Это вещи которые были подарены Морского кадетскому корпусу самим Айвазовским, это большие картины – они никогда не участвовали в выставках. Их впервые увидят здесь, у нас, на нашей выставке».

В Корпусе Бенуа готовятся к открытию самой масштабной в современной истории нашей страны выставки творений знаменитого мариниста. Помимо 54 полотен, хранящихся в Русском музее, на ней будут представлены шедевры из коллекций Петергофа, Царского Села, Третьяковской галереи, Военно-морского музея и Феодосии, малой родины художника. Всего – больше 200 работ

Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи XVIII - нач. XIX вв. Русского музея: «Феодосийская галерея сочла возможным предоставить целый ряд раритетов. Это и семейный портрет Айвазовского, это ряд вещей живописных, это и мемориальные вещи: палитра, и мольберт, и кисти, ружье, трость».

Карьера этого художника – классический пример того, как талант и невероятная работоспособность приносит успех и благополучие. Айвазовский был официальным живописцем Военно-морского ведомства, имел высокий чин и множество наград. Но все знали, что получил их он не за красивые глаза или красноречие – а за новое слово в искусстве и, как сейчас говорят, продвижение славного образа Отчизны за рубежом.

Николай Крылов, старший научный сотрудник Государственного Русского музея: «Известен факт, что Айвазовский был дважды награжден Орден Почетного Легиона. Один с изображением императора, более ранний и один с Девой Франции».

Об Айвазовском до сих пор говорят: художник-уникум. Именно он открыл для России такой жанр живописи как «марина». Всю жизнь рисовал водные просторы, создал тысячи картин и ни на одной из них море не было одинаковым. В каждую картину Айвазовского нужно очень внимательно всматриваться. Это позволяет обнаружить совершенно невероятные детали. Вот, например, на этом полотне о Всемирном потопе мы видим, как от хаоса стихии пытаются спастись люди, звери и одно непонятное существо очень похожее на динозавра. По соседству с этим доисторическим животным еще одно - мамонт! И это – на серьезном полотне на библейскую тему! Другая знаменитая работа Айвазовского, «Волна», тоже – с секретом. Чуть в стороне от центральной части композиции, в бурных волнах барахтается невесть как туда попавшая корова.

Фокус в том, что Айвазовский почти никогда не писал с натуры. У него была феноменальная зрительная память. Выбрав панораму, он записывал в блокнот положение солнца, угол падения теней и нюансы местности, а потом приходил в мастерскую и рисовал, не упуская ни одной детали.

Николай Крылов, старший научный сотрудник Государственного Русского музея: «Его творческая натура постоянно требовала выплеска, работы творческой, и благодаря этому мы имеет дело едва ли не с самым продуктивным мастером среди всех известных живописцев».

Редкий случай: Айвазовского почти никогда не критиковали. Завидовали – безусловно. Злопыхали – само собой. Не понимали – да кто ж до конца поймет гения? Типичная рецензия на его работы – в одной из немецких газет: «Вероятно, художник – глухонемой. Ибо только при отсутствии слуха и речи может развиться столь острое зрение». Была у Айвазовского еще одна способность: умение подать свое творчество – за счет, например, оригинальных рекламных ходов.

Помощники живописца покрывали простой лист бумаги водой, в которой была разбавлена сепия. Когда примерно такие же такие бурые разводы засыхали, Айвазовский дорисовывап на них волны, одинокий парус или облака. Потом вставлял лист в рамку и дарил какому-нибудь важному гостю – вроде как специально для него сделано. Тот был в восторге – подарок самого Айвазовского! После этого, само собой, следовал богатый заказ. Но, конечно, не только этим Айвазовский вошел в историю. Его благотворительность стала легендой. Он построил для своей родной Феодосии водопровод, железную дорогу, подарил картинную галерею. А еще участвовал в обороне Севастополя во время Крымской войны и даже ездил к турецкому султану, пытаясь остановить геноцид армянского населения Порты. Это был искренний патриот с четкой гражданской позицией, большим сердцем, тонким пониманием прекрасного и чудесными творческими порывами. Каждый из шедевров Айвазовского, представленный на выставке в Русском музее, только подчеркивает это.



Последние новости

6:30
6:05
6:00
5:55
5:50
5:41

Сейчас читают