Ровно семьдесят лет назад, в разгар Великой Отечественной Сталин сказал народу свое знаменитое: "Ни шагу назад!". Приказ номер 227 развенчал другое высказывание вождя - будто отступать можно долго, страна у нас большая.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
По сути, документ касался дисциплины и вводил категорический запрет отступать без приказа. В наказание - штафбат. Наш корреспондент Вадим Хуланхов выяснил - штрафниками были вовсе не политзаключенные и воры:
227-й приказ в войсках восприняли однозначно - он необходим. Двухстраничный текст Сталина, начинающийся со слов "Враг бросает на фронт всё новые и новые силы..." быстро окрестили приказом "Ни шагу назад!" - коротким, но ёмким предложением из того же приказа, затесавшимся где-то между описанием оперативной обстановки и распоряжением о создании штрафных батальонов.
Александр Пыльцын, герой Советского союза, командир роты штрафного батальона, историк: «Приказ 227, который мы хорошо знаем, и знаем его в действии, был действительно необходим и действительно сыграл огромную роль в укреплении дисциплины в армии. Потому что, несмотря на целый ряд больших крупных успехов наших армейских, отступление было колоссальным. В плен сдавались сотнями тысяч».
Александр Пыльцин попал на фронт лейтенантом и стразу в - штрафбат. Это сейчас почему-то принято считать, что в штрафных батальонах служили исключительно политзеки, воры в законе и проштрафившиеся на передовой солдаты и офицеры. На самом деле ни бандитов, ни политических к фронту и близко не подпускали. Рядовыми штрафниках ходили временно разжалованные офицеры, а командовали ими офицеры действующие - ни чем не хуже, а может даже и лучше тех, кто защищал Родину в обычных стрелковых и гвардейских частях. Больше того - многим из них было чему поучиться у штрафников.
Александр Пыльцын, герой Советского союза, командир роты штрафного батальона, историк: «Мы никогда не встречали никакого сопротивления. Наоборот, это люди с большим опытом, чем я, лейтенантик. Они с большим жизненным опытом. С большим армейским опытом. Они помогали нам даже соображать, как что-то лучше сделать - так или так».
Первый штрафной батальон появился через несколько дней после доведения 227 приказа до личного состава фронтов, частей и соединений. Именно штрафникам нужно было первыми доказывать, что отступать некуда. Про них в последние годы говорят много и, в основном, неправду - разного пошиба историки делают себе имена на вымышленных историях. А о том, что зачастую, именно штрафники воевали грамотнее и слаженнее регулярных частей без всяких мифических заградотрядов, вспоминать почему-то не принято. И возвращались они в свои части не только после ранений.
Александр Пыльцын, герой Советского союза, командир роты штрафного батальона, историк: «Многих награждали. И медалями "За Отвагу", как говорил Высоцкий в своей песне, и орденами. И Орденом Славы... Офицеры не очень любили его - это признак того, что он где-то был солдатом. А где офицер майор мог быть во время войны солдатом? Только в штрафбате».
Оставшиеся сегодня в живых штрафники, находившиеся с августа 1942 года в самом пекле, продолжают отмечать 28 июля - день издания Приказа №227 они по праву считают своим днем. Страх перед военным трибуналом оказался не с самым главным основанием для того, чтобы остановить немецкое наступление. Отступать действительно было некуда.
85%
-0.38 103.30
-0.64