Ремонт занял четыре года. 15 июля 2010 года вошло в историю как черный день для музейного сообщества, в огне пострадали десятки произведений искусства.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Что удалось восстановить, расскажет наш корреспондент Инна Чукина.
О том, что такое вторая жизнь в старейшем реставрационном центре России знают очень хорошо. С 1918 года здесь восстановили сотни тысяч экспонатов. Но никто не мог представить, что реставрировать и дарить вторую жизнь придётся самом центру.
15 июля 2010 года огонь полностью охватил сначала крышу здания, а потом и весь реставрационный центр Грабаря. Пожару была присвоена третья категория сложности. Тушили его 15 расчётов, три вертолёта и 250 спасателей. Разрушены были почти все мастерские. Реставраторы на руках выносили уникальные полотна и скульптуры.
К картинам, пострадавшим в пожаре, здесь относятся как тяжелобольным пациентам. Все 4 года специалисты делали рентгены, просвечивали ультрафиолетом и слой за слоем восстанавливали каждый сантиметр. Не всё ещё удалось спасти, но теперь, уверены реставраторы, в родных стенах на поправку полотна пойдут быстрее.
Надежда Кошкина: «Четыре года в тесных арендованных помещениях, а теперь мы можем наконец-то хотя бы развернуть их, чего у нас не было до пожара».
В отделе реставрации темперной живописи от огня не пострадала ни одна картина. Даже самые атеистичные художники назвали это чудом, ведь в их крыле полыхал огонь. Но и каппадокийские фрески 10 века, и иконы 15 пожар не затронул. Теперь вот будут помогать соседям.
Юлия Ларина: «Она не попала в эпицентр, она была залита водой и сейчас мы уже восстановили практически состояние грунта».
Реставрационный центр имени Грабаря один из крупнейших в мире. Только в России сотрудничает с двумя сотнями музеев. Каменные скульптуры, керамика, металл, кость, ткани и пергамент. В этих стенах с самого основания рождались и новые технологии реставрации, и целая школа.
Вигасина Светлана, заместитель генерального директора: «Центр сегодня - это порядка полутора тысяч отреставрированных работ в год, школа реставраторов. Так же, работает наставничество в отделах».
Этот комод реставратор с 20-летним стажем Роман Студенников называет одним из самых сложных экспонатов в его карьере. Палисандр нужно совместить с яблоней, подобрать по цвету к клёну. При этом инструменты в отделе мебели, те же, что и 100 лет назад: надфили, лобзики и рыбий клей.
Не все экспонаты ещё перевезли в мастерские, заполняют понемногу и архивные фонды, но никто не торопится, ко времени здесь относятся иначе. И здание центра называют не новым, а просто хорошо отреставрированным.
85%
-1.08 106.54
-1.42