Мраморный дворец Русского музея открыл после реконструкции три парадных зала
Реставраторы Петербургского Мраморного дворца продемонстрировали, над чем работали три года. Посетители увидели Гостиную, Знамённую и Приёмную.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Стоит оговориться: почти весь интерьер - современный, его пришлось восстанавливать даже не по чертежам, а по акварельным рисункам 19-го века. Как история распорядилась с оригинальной лепниной, дверями и паркетным полом - расскажет Наталья Дубровская.
Эти великолепные залы реставрировали три года. О том, в каком состоянии исторические интерьеры достались Русскому музею, здесь до сих пор вспоминают с возмущением. Итог реконструкции Мраморного дворца музеем Ленина в прошлом веке - потеря уникального декоративного убранства, дверей наборной работы, и вообще, кажется, всего, кроме стен.
Владимир Баженов, заместитель директора по капремонту и реставрации Русского музея: «Стены были как после войны, в глубоких-глубоких дырках. Полы мы кое-где перестелили, потому что невозможно было использовать этот ковролин, он был сделан под елочку вьетнамским паркетом, но все-таки это уже был паркет».
Реставраторы работали буквально над каждой деталью: воссоздали лепку, позолоту, резные наличники… На полу теперь снова лежит цветной паркет из разных пород дерева. Под штукатуркой обнаружили фрагменты живописи. Они украшали стены Гостиной в начале 19 века. Теперь эта находка, как еще один штрих к пониманию того, каким этот зал видел архитектор Воронихин. В этом и есть смысл научной реставрации – сохранить все, что только можно.
Рафаэль Даянов, директор архитектурного бюро: «Все, что вы видите здесь, все это когда-то исчезло, восстанавливали мы по фотографиям, по сохранившимся деталям, фрагментам. Здесь особая система позолоты, выделение цветом элементов».
Сейчас стены Ротонды, как и задумывал архитектор Брюллов, снова мраморные. До реставрации они были замазаны краской. Поверх уникального паркета в советское время положили другой. Теперь от исторического настила мало что осталось. Восстановить удалось лишь 30 процентов. И все из остатков. Остальное – новодел.
Кирилл Дерец, реставратор изделий из дерева: «У нас все это ровнее на новой части, а на старой остались следы от гвоздей, прибивали елку какую-то… варварское такое отношение было к полу».
В Мраморном дворце реставрация в разгаре. Еще три зала ждут своей очереди. В Орловском уже начали восстанавливать старинные интерьеры. Все строго по архивным чертежам и гравюрам.
Евгений Гиоди, мраморщик: «К сожалению, из исторического ничего не сохранилось, приходится все воссоздавать с нуля, уже установлены пилястры, тут будет тоже пилястра. Они образуют большое зеркало только одна поменьше, другая побольше».
Реставраторам приходится изощряться. К примеру, вместо мрамора класть штукатурку. Такая вот вынужденная экономия. Финансирование реставрации и проектных работ год от года становится все скромнее. Смету одного только Орловского зала урезали на семь миллионов рублей. В столовой работы еще и не начинали. Зал только готовят к реставрации. Планируют расшить стену: здесь будет два проема, восстановить паркет, лепнину на потолке. Но это всего лишь планы, и когда они станут реальностью пока не ясно.
За 24 года – именно столько Мраморным ведает Русский музей – удалось отреставрировать примерно две трети дворца. В основательном восстановлении интерьеров нуждаются еще более десяти залов - 1000 метров площадей. Но состоится ли третий этап преображения – вопрос открытый. Сейчас денег нет даже на проектные работы.
86%
1.90 107.43
1.35