Предисловие к книге " От сумы и тюрьмы... Книга для всех" "От издательства. Когда творческий коллектив Издательства начинал работу над этой книгой, нас часто спрашивали , кому она будет адресована: заключенным или их близким ? В процессе работы всё яснее становилось, что книга - для всех: для заключенных, для их близких, для каждого из нас. В православной культуре нашей страны тюрьма всегда воспринималась как общенациональная боль. В русском народе никогда не было ненависти и презрения к заключенным. "От сумы и от тюрьмы не зарекайся", - гласит одна из метких наших пословиц. ХХ век особенно подтвердил её правоту. Ведь даже если Господь и не попустит нам самим пройти через такое испытание, мы не имеем права забывать о сочувствии и сострадании к этим людям. Наш Спаситель, Сам невинно осужденный, призывает всех христиан: "В темнице был, и вы пришли ко Мне." (Еванг. Мф. 25, 36). А апостол Павел напоминает: "Помните узников, как бы и вы с ними были в узах" (Евр.13,3). Мы не можем забыть и того, кто первым оказался в раю с Господом - Благоразумного разбойника, распятого на кресте справа от Христа. Искреннее покаяние, принесенное в несколько последних мгновений, открыло перед ним двери в Царствие Небесное. Тема преступления и наказания в той или иной степени волнует каждого человека. Но в неволе она всегда приобретает особую остроту. Одни винят несправедливый суд, своих подельников или близких. Другие...другие начинают потихоньку понимать, что как бы несправедлив ни был приговор, человек в этой жизни терпит, прежде всего, за свои ошибки и грехи. А от этого понимания уже недалеко до обретения истинной веры. И тогда вопрос:"За что ?" может претвориться в вопрос:"Для чего ?", и будущее приобретет высокую цель. Задача этой книги - вернуть обществу понимание того, что есть люди, страдающие за решеткой, и людям этим нужны участие, сострадание, помощь, наша молитва, наконец. С зоны люди пишут часто о том, что лишь тюрьма смогла изменить их и заставила задуматься о Вечности. Многие пишут, что не жалеют о времени, проведенном за решеткой, так как именно оно стало временем покаяния и осмысления прожитого. Что же, мы не знаем, где найдем, а где потеряем. ...В Православной Руси было даже такое слово для обозначения заключенных - "несчастные". Одно только это слово раскрывает всю глубину милосердия русского народа - милосердия, признанного во всем мире. Слава Богу, традиции эти, прерванные и забытые в десятилетия официального атеизма, сегодня возрождаются. И это полностью отвечает принципам нашей Православной Церкви.