Ситуация на Шикотане стала известна и президенту и всей стране только благодаря прямой линии. Но это только одно звено всей системы, которая не изменилась принципиально с 90-х. А на примере отдельно взятого региона особенно четко заметно, как она устроена.
По всей стране, даже в период стабильности, и тем более в кризис, происходят нарушения прав человека вообще и трудовых в частности. У нас давно не социализм, а при капитализме собственникам предприятий выгодно минимизировать издержки, для чего они могут пойти на любые меры. Об этом еще Маркс писал. Тем более, если не боятся за это ответить, как на том же Шикотане, где работникам некуда было ни жаловаться, ни уходить. Так же как в некоторых других регионах страны, особенно в моногородах.
А соответствующие органы на нарушения закона (тоже и трудовых прав и других) в свою очередь не всегда реагируют из-за той же коррупции или халатности, за что вряд ли будут отвечать сами. Народ давно в курсе, как могут дела и возбуждаться и как прикрываться, смотря против кого и когда. Так что надежда остается только на ту же прямую линию, без которой, между прочим, обращения и к президенту и вообще к верхам часто остаются без ответа.