24.08.2008, 18:50 Криминальная драма (США, 1968)
У Томаса Крауна, богача, баловня судьбы и женщин, странное хобби: он обожает рискованные кражи. И вместе с незнакомыми между собой ообщниками он проворачивает идеальное ограбление банка.
Воры не пойманы, Краун – вне подозрений. Но тут за дело берется независимый следователь страховой компании, очаровательная Вики Андерсон.
Она сразу понимает, кто стоит за ограблением, однако ей нужно представить веские доказательства. Завязав с Крауном страстный роман, Вики рассчитывает на свои силы, но вскоре осознает, что и сама без памяти влюблена в свою жертву…
В истории кино были и ограбления поизысканнее (вспомнить тех же «11 друзей Оушена» 1960 года), и уж, конечно, были более волнительные хроники «опасных связей». «Афера Томаса Крауна» и не претендовала на кинематографическую безупречность. Как и ее герои, она стремилась стать эталоном стиля.
Зарождающийся в 60-ых глянец (в современном понимании) требовал новый тип героя. Им стал Томас Краун. Он знал толк в бирках на одежде и завтраках на террасе, у него были иссини -голубые глаза и сверкающие автомобили. А главное: он умел отдыхать и развлекаться, пусть даже его забавой было ограбление банков. Его девушке ничего не оставалось кроме как щеголять обнаженными коленками и широкополыми шляпами.
Стив МакКуин называл Крауна своей любимой ролью, а об отказе сыграть рискового аристократа духа всю свою жизнь сокрушался Шон Коннери. Однако МакКуин и Данауэй не стали секс-символами, они были больше – воплощением «дольче виты»
Следуя зову времени, режиссер Норманн Джуисон сосредоточился на деталях и использовал все современные ухищрения: наплывы, расфокусы, короткий монтаж и главную новинку – полиэкран. Кадр непрестанно делился на части и действие превращалось в хитроумный комикс. Сцена игры в поло стала классическим использованием приема.
Джуисон строил свой фильм на нескольких мизансценах. Вместо постельных ласк он снимал безмолвные 5 минут, пока его герои играли в шахматы, доводя себя и зрителя до совершенного изнеможения. На самый длинный (почти минуту) экранный поцелуй Джуисон был готов потратить съемочный день.
Мелочи очевидно брали верх, и «Афера» не стала классическим фильмом ограбления. Она просто презентовала гламур: блестящий, манящий и в те годы еще благородно ироничный.
В ролях: Стив МакКуин, Фэй Данауэй, Пол Берк, Джек Уэстон, Бифф МакГайр.
Режиссер: Норман Джюисон