30.07.2008, 3:20 Драма (Польша, 1988)
Юноша Яцек мается без дела и проводит дни, шатаясь по Варшаве. Сидя в кафе, он достает из сумки веревку, а затем ловит такси и душит водителя на безлюдном пустыре.
Юноша Яцек мается без дела и проводит дни, шатаясь по Варшаве. Сидя в кафе, он достает из сумки веревку, а затем ловит такси и душит водителя на безлюдном пустыре.
Убийца оказывается за решеткой, молодой адвокат-идеалист Петр безуспешно пытается смягчить приговор своему подзащитному, но Яцека приговаривают к смертной казни.
Последние часы перед казнью Петр проводят в камере смертника …
В 1988 году Кшиштоф Кеслевский снимает «Декалог», десять телефильмов-вариаций на тему библейских заповедей, действие которых разворачивалось на окраинах современной Варшавы. Пятую и шестую части Кеслевски переделал для кинопоказа, назвав «Короткий фильм об убийстве» и «Короткий фильм о любви» соответственно.
Эта польская история «преступления и наказания» – всего лишь два коротких отрывка, снятых практически в реальном времени. Между агонией таксиста и казнью Яцека – провал. Вернее, чья-то жизнь, остающаяся за кадром.
Так что, строго говоря, это «фильм об убийствах». Для Кеслевского подобный «зеркальный» сюжет дело обычное: так в «Коротком фильме о любви» вожделеть и подглядывать друг за другом начинали в такой же строгой последовательности. И в драматургическом мире Кеслевского за одним убийством неизменно должно последовать второе. Просто узаконенное.
С самого начала Кеслевский, «последний гуманист от кино» и режиссер католического сознания, занимает позицию вышнего наблюдателя. Трех своих героев (Яцека, таксиста и адвоката) он ведет к финалу, сталкивая, но так до последнего и не «представив» друг другу. Здесь нет лишних деталей, и даже афиша фильма «Wetherby», на который Яцек не смог пойти, тоже отсылает к немотивированному убийству (там герой без видимых причин стреляется).
Впрочем, Кеслевского мало волнует, что толкнуло его героя, этого «бесцельного Раскольникова» на преступление. Его драматургия – набор совпадений. Не рок, а провидение. В этой герметичной истории нет случайных лиц, в смерти повязаны все
Но если режиссер уверенно выстраивает сюжет, то оператор Славомир Идьяк (для каждой части «Декалог» Кеслевскии отбирал нового оператора) снимает из-под полы, исподтишка, будто скрытой камерой. Полкадра, когда на экране появляются «будущие мертвецы», постоянно проваливается в зловещую темноту. А снятая с предельной натуралистичностью сцена убийства таксиста длится без малого семь минут и до сих пор считается самой длинной в истории кино. Не просто «не убий», а «убить – безумно тяжело»…
За 12 лет до «Танцующей в темноте» Триера Кеслевский во всех подробностях показывает, что такое институт публичной казни. И обходится без лишних сантиментов. Сигарета напоследок, наматывающаяся катушка, вздергивающая смертника, и капающие на специальный поддон «истечения» из повешенного. После выхода на экраны «Короткого фильма об убийстве» в Польше на пять лет установился мораторий на смертную казнь.
Премия Каннского жюри , премия ФИПРЕССИ.
Премия «Феликс» за лучший фильм.
В ролях: Мирослав Бака, Кшиштоф Глобиш.
Режиссер: Кшиштоф Кеслевский