Сегодня произошло то, чего не было уже очень давно. Европа сказала "нет" США. Четыре голоса - всего четыре - отстояли, как считают эксперты, право ЕС на самоопределение. Именно с таким перевесом была решена в Европарламенте судьба Эдварда Сноудена.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Депутаты официально признали: он не предатель, не перебежчик, а борец за права человека. И это не просто демарш в отношении Вашингтона, а недвусмысленное послание за океан: «нам не нравятся ваши шпионские игры». Как воспринял европейскую амнистию сам Сноуден? Рассказывает наш корреспондент Вадим Хуланхов:
285 голосов «за», 281 - «против». С таким счетом беглый агент АНБ Эдвард Сноуден переиграл Вашингтон в Европарламенте. Теперь Европа должна прекратить его преследование и, больше того, обеспечить защиту. «Прекратить любые преследования против Эдварда Сноудена, предоставить ему защиту и, как следствие, воспрепятствовать экстрадиции или выдаче третьей стороной в знак признания его роли как глашатая тревоги и международного защитника прав человека».
Депутаты Европарламента сегодня не только выразили Сноудену поддержку – своим голосованием они поставили, фактически, вне закона действия американских разведслужб на территории Старого Света.
Алексей Мартынов, политолог: «Многие депутаты Европарламента, я уже не говорю о бюрократах, побаивались поднимать эту тему, понимая, что таким образом они идут против воли своих заокеанских кураторов».
Уже третий год живущий в России Эдвард Сноуден решению евродепутатов, конечно, обрадовался. Теперь в его жизни появилась определенность. И, похоже, бывший сотрудник Агентства Национальной Безопасности знает, как ее использовать.
Эдвард Сноуден: «Это – не выпад против правительства США, а рука, протянутая друзьями. Это - возможность двигаться дальше.
Европарламент в четверг Сноудена амнистировал. Точнее – оправдал его поступок, совершенный два года назад. И европейских депутатов понять можно – АНБ следило за всеми, включая первых лиц стран ЕС, не спрашивая, как это принято в США, их разрешения. Теперь штаты получили адекватный ответ.
Иосиф Дискин: «Европарламент все более начинает быть чувствительным к настроению своих избирателей, которые, конечно, менее чувствительны к мнениям патронов из-за океана».
Год назад было опубликовано сенсационное – потому что никто не знал, где конкретно ловить Сноудена – интервью с бывшим программистом АНБ. И тогда он заметил – в его деле наконец-то начались подвижки, причем те, что и должны случиться в здоровом обществе.
Эдвард Сноуден: «Посмотрите, какие изменения произошли! Впервые на открытом суде такие заявления были не только рассмотрены, но и объявлены неконституционными, оруэлловскими! И теперь еще Конгресс согласился с тем, что нужно покончить с массовой слежкой».
А следили, не стесняясь, за всеми – за ближайшими союзниками Ангелой Меркель и Франсуа Олландом, за другими бывшими и действующими лидерами. Европейцам это стало надоедать.
Алексей Мартынов, политолог: «Для Вашингтона это вопрос болезненный. Тем не менее, Европа шла к этому уверенно – особенно после скандала с прослушкой личных телефонных разговоров канцлера Германии – этот вопрос поднимался снова и снова. Но сегодня мир существенно изменился».
Через два с лишним года после опубликования Сноуденом данных о слежке и его бегства, европейские парламентарии, наконец, признали – права граждан Евросоюза из-за слежки находятся под угрозой. Штаты, как обычно, настаивают на заботе о всемирной безопасности.
Иосиф Дискин: «Это, конечно, пощёчина для Вашингтона, поскольку, это выражение общественного мнения Европы. Но, я думаю, что реакции не последует вовсе».
И это тоже укладывается в нормы политики США – не заметили, значит, этого и не было.
100%
0.98 105.71
1.21