Семья мастера и хранителя традиций японского меча создает клинки вот уже 700 лет подряд. Заполучить произведения Фудзивары стремятся императоры, короли и эмиры. Очередь расписана на годы вперёд.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Наш корреспондент Елена Горшенина прикоснулась к истории:
У них одно имя, и друг от друга они отличаются лишь цифрами. Династия Фудзивара Канэфуса вот уже 26 поколений японские кузнецы. Като Кацуо - двадцать пятый, и сегодня именно он отвечает за честь всей семьи. Каждый меч под родовым именем должен быть не хуже, чем и 700 лет назад.
Это не просто холодное оружие, а настоящее произведение искусства. В Россию их завозят, буквально, поштучно. Здесь ценно всё: и клинок, и его парадные ножны. Стоимость одного такого предмета, даже самого миниатюрного, от миллиона рублей.
Клинок руками не трогают, а сам меч всегда осматривают только в маске. В Японии на это оружие боятся даже дышать, но нам разрешили отойти от традиции. Этот клинок – гордость мастера: он сделан наоборот, вернее не по технологии. Старинные ножны 18 века оставлять без клинка было жалко: старый заржавел, а новый выковать никто не брался, угадать с размером было сложно. И только Фудзивара Канэфуса XXV смог договориться с огнем и металлом.
Фудзивара Канэфуса XXV, мастер японского меча: «Здесь всё выверено до миллиметра, хотя и сделано без линейки. Этой работой я могу гордиться. Вы знаете, когда стоишь в кузнице, тебя почти все время обжигает огнем, порой даже сильно. Но когда ты видишь, как металл «складывается», и что получается, думаешь, что можно и потерпеть».
Своему делу Като Кацуо учился без малого 18 лет: азам мастерства в другой династии кузнецов, так было проще, а уже тонкостям у своего деда. Причем, секреты мастерства от поколения к поколению передавались только из уст в уста, нигде ничего не записано. А о знаменитой линии закалки «Клевере Фудзивара», потомкам рассказывают только после первых серьёзных и самостоятельных работ.
Фудзивара Канэфуса XXV, мастер японского меча: «У меня в обучении были трудные периоды, когда я хотел всё бросить. Но я сдержался и никогда не жалел об этом. Становиться кузнецом меня никто никогда не заставлял, это был мой выбор».
Искусствоведы в один голос говорят, что оружейное дело в Японии после исчезновения самураев превратилось в искусство, и такие кузнецы, как династия Фудзивара Канэфуса на вес золота. Из поколения в поколение они совершенствуют мастерство, а историческая ценность и денежная стоимость их работ постоянно растет.
Впрочем, самого мастера цена его работ мало волнует. Меч для него, признаётся Като Кацуо, это, прежде всего, оберег на счастье и удачу, и это предназначение он старается отразить и в металле.
Фудзивара Канэфуса XXV, мастер японского меча: «Я сделал уже немало работ, и в каждую из них я вкладывал свою сердце и душу. Наверно поэтому люди, у которых есть мои мечи, относятся к ним не как к оружию, а как к сокровищу».
86%
1.90 107.43
1.35