Рязанов ушел из жизни в возрасте 88-ми лет в московской клинике. Диагноз - острая сердечная недостаточность. Где и когда состоится прощание с классиком советского и российского кино, родственники Рязанова сообщат в ближайшее время.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Наш корреспондент Ян Воскресенский об ушедшем мастере.
Новогодний режиссер страны. Он вовсе не мечтал о кино, движущимся картинкам предпочитал театр. Хотя, уже будучи в возрасте, признался тянуло его все таки к легкому жанру. В его первых режиссерских кадрах – ничего смешного. Спортсмены, рыбаки, оленеводы. Черно белая хроника. Впрочем, уже тогда с рязановским размахом. Даже съемки с воздуха использовал при содействии коллеги-документалиста Василия Катаняна. Эту фамилию потом выучит вся страна.
В документальной ленте про Сахалин он впервые снял себя сам. Спустя годы рязановское камео почти в каждом фильме станет его фирменным творческим приемом. А отечественный кинематограф пополнится золотой коллекцией. Начиная с его первого художественного фильма.
Как не издевались над молодым режиссером. Сюжет называли пошлым, и смету урезали, а билет на «Карнавальную ночь» купил каждый третий житель страны. При таком внимании просто не могла не прославиться и юная дебютантка – песенка про 5 минут потом всю жизнь преследовала Людмилу Гурченко. Гурченко, Ахеджакова, Гафт, Басилашвили, со временем вокруг режиссера собралась группа актеров, которую так и прозвали – рязановской.
И словно прощаясь, под занавес он снова приглашает Гурченко. Молодящуюся примадонну обезобразил и назначил в старые клячи.
Всю жизнь на площадке его фильмы выходят с минимальным интервалом. И сюжеты приходят сами – из народа. «Берегись автомобиля» - это экранизация легенды о советском Робин Гуде, который угонял машины расхитителей социалистической собственности, чтобы помогать детским домам.
Пробивая этот невероятно смелый сценарий, Рязанов освоил мастерство борьбы с цензурой, в котором добился совершенства. И снимал не просто комедии, а острую сатиру. Но немало материала попало под ножницы. И по уважительным причинам, когда из за внезапной болезни актера приходилось вырезать отснятые эпизоды. Так от мужа Верочки из «служебного романа остался лишь голос в телефонной трубке». Но чаще резать приходилось из цензурных соображений. Фильм Гараж страдает до сих пор. Последние правки внесли рьяные исполнители закона о запрете неприличных слов.
Самым многострадальным Рязанов называл фильм «О бедном гусаре замолвите слово». После ввода войск в Афганистан в картине усмотрели ненужные параллели. Басилашвили лишили жандармского мундира. И сделали чиновником. Тут уже чиновники испугались других параллелей.
Но чаще всего на экранах показывают рязановскую мелодраму безо всяких потайных смыслов. Под которую вот уже 40 лет вся страна режет оливье. Неизвестную актрису из Польши Рязанов предпочел отечественным звездам. Он снова всех удивил. Но остался верен себе. Идеальный актерский состав, безупречная работа с кадром – очередная культовая картина. С собой в эпизодической роли.
Рязановское камео – словно режиссерский автограф. То он пассажир самолета, то замначальника вокзала, или растяпа, которому достался несчастливый жребий, и судья, который выносит приговор не по закону, по справедливости.
О своем творчестве Эльдар Рязанов старался говорить без лишнего пафоса. Какая еще сверхзадача, главное - делать кино про добрых и хороших людей. Таким был и сам. Рязанова невозможно представить в гневе. Автор смешных фильмов, беззлобный режиссер с грустными глазами.
85%
-1.08 106.54
-1.42