Об этом заявил адвокат. Напомним, бывшего лидера боснийских сербов признали виновным по 10 из 11 эпизодам. Главные пункты - преступления против человечности и геноцид. Однако сам Караджич считает свою вину недоказанной.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Наш корреспондент Елена Норкунайте о громком деле.
Радован Караджич вину свою так и не признал, его адвокаты обжалуют приговор трибунала. Прокурор просил пожизненный срок, но вряд ли 40 лет тюрьмы это снисхождение суда. Да, и в целом, сам приговор, который читали сегодня почти два часа, вызывает бурю протестов, особенно отрывок о бомбардировке Сербии силами НАТО.
О-Гон Квон, судья международного трибунала по бывшей Югославии: «Обвиняемый внес значительный вклад в операцию по захвату заложников из числа сотрудников ООН и НАТО. Он являлся движущей силой в этой операции и ее активным участником, приказав разместить персонал НАТО и военных наблюдателей на позициях армии сербской республики, надеясь воспрепятствовать бомбардировкам. За что должен понести персональную уголовную ответственность».
40 лет для Радована Караджича равносильны пожизненному заключению. Сейчас ему почти 71 год. Экс-лидера боснийских сербов арестовали и экстрадировали в Гаагу в 2008. Сам судебный процесс занял около 7 лет. За это время опрошены почти шесть сотен свидетелей с обеих сторон. Судебные прения завершились в 2014. И вот, спустя еще два года сегодня в зале Гаагского трибунала полторы сотни жертв боснийской войны, родственники погибших, дипломаты, эксперты, журналисты. И, конечно, члены семьи осужденного.
Пожалуй, вся бывшая Югославия сегодня замерла в ожидании. Особенно, Сербия, почему-то именно ее сделали виновницей тех кровавых событиях гражданской войны. Под трибуналом почти 160 человек. И сегодня, в годовщину начала НАТОвской бомбежки, в чудо – в оправдательный приговор Караджичу, в Сербии, конечно, никто не верил.
Мирко Раденович, президент объединенной сербской диаспоры в Санкт-Петербурге: «Никто другого от них не ожидал. Я имею в виду всех вместе. Для меня Гаагский трибунал, это не институция, это заказное учреждение. Нет даже слова, как назвать. Мы все понимаем, что это суд над сербами, а судят те, которые тогда бомбили».
Международный трибунал по бывшей Югославии как отдельная структура ООН появился в 1993 году. И уже в 1995 выдал ордер на арест президента. Лишь под давлением Радован Караджич покинул этот пост в 1996. И почти 13 лет скрывался в Белграде, под чужим именем работал в частной психиатрической клинике. За его голову даже объявляли награду в 5 миллионов долларов. Негласно, речь шла не только о поимке, но и о ликвидации.
Елена Гуськова, руководитель центра по изучению Балканского кризиса: «Пришлось применять практику подписания специального договора. Приехал посланник США Холбрук , который подписал с Караджичем договор о том, что он уходит с власти, но его никогда не будут преследовать за так называемые преступления и обеспечат ему нормальные условия жизни. Караджич на это пошел, но его обманули и даже не признали законность этого соглашения уже в трибунале, когда он был арестован уже в 2008 году».
Бывшего лидера боснийских сербов в общей сложности осудили по 10 пунктам из одиннадцати. За убийства, депортацию, захват заложников, другие нарушения законов войны. И, пожалуй, за главный эпизод, инкриминируемый Караджичу, так называемую резню в Сребренице, которую трибунал сегодня объявил геноцидом. Здесь якобы были убиты тысячи боснийских мусульман. Процедура идентификации останков погибших незакончена до сих пор.
Это официальная годовщина. 20 лет прошло, но гражданская война, кажется, не закончилась для многих боснийских семей. Еще жива и память о том межнациональном конфликте. Как доказательство, - хулиганское нападение на сербскую делегацию.
Елена Гуськова, руководитель центра по изучению Балканского кризиса: «Этой трагедии не было. На самом деле, сегодня повторяют ложь, которую пустили в СМИ и используют в политических целях давно, совершенно другие люди, которые понятия не имеют, что там происходило. Более того, сегодня появились новые документы, которые доказывают, что нужно было создать миф об убийствах мусульман. Там не было той резни, о которой заявляет и Гаагский трибунал и мусульманская сторона».
В ангажированности такого суда убеждены и российские международники.
Леонид Калашников, первый заместитель председателя Госдумы РФ по международным делам: «Деятельность суда по Югославии мною оценивается крайне отрицательно. Однобоко, предвзято по отношению к сербам, и делается это только потому, что политически предопределены его решения. Всех, кто с другой стороны, выпускают, всех, кто с сербской стороны, хватают и ведут. либо осуждают, или как Милошевича, замучивают там до смерти».
А вот так поступают с бывшими сотрудниками пресс-службы Гаагского трибунала. Сегодня на Флоранс Хартман надели наручники. Она пришла на оглашение приговора Караджичу, а взята под стражу за Милошевича. За книгу, выпущенную в 2009 году, обличающую судебный процесс. Но с гаагским трибуналом такие шутки плохи, 7 000 евро штрафа женщине заменили на 7 дней тюрьмы.
86%
1.90 107.43
1.35