Совет НАТО в Брюсселе сегодня начался с разговора о необходимости диалога с Россией. Но под бряцанье американского оружия у наших границ. Главы МИД стран альянса сыпали грозными названиями учений, которые сейчас проходят в Польше и Прибалтике.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Особые виды у НАТО и на Балканы. Сегодня в альянс пригласили Черногорию - вопреки воле ее народа, надо сказать. Наш корреспондент Елена Норкунайте - о наступлении на Восток:
Для Черногории это исторический момент. В Бельгии главы внешнеполитических ведомств подтвердили вступление балканского государства в НАТО, поставив подписи под протокольным документом. Сам он вступит в силу только после ратификации во всех 28 парламентах стран-участниц Альянса. На этот процесс уйдет больше года. Однако Черногория уже получила право сидеть со всеми за одним НАТОвским столом в штаб-квартире.
Мило Джуканович, премьер-министр Черногории: «Власти Черногории продолжат реформы для того, чтобы подготовить общество к жизни в общей семье европейских стран в XXI веке».
Власти Черногории стремилась в североатлантический альянс с 2010 года. Шли на уступки, проводили любые реформы по первому требованию верхушки НАТО, соглашались на все условия, лишь бы стать полноправным членом военного объединения. И не обращали внимания на многотысячные демонстрации и митинги протеста, которые проходили в стране.
Сегодня в палаточном лагере возле здания парламента Черногории, у протестующих - самые пессимистичные настроения. Зато у премьер-министра страны - решительный настрой.
Мило Джуканович, премьер-министр Черногории: «Напомню нашу конституцию. В ней не указано, что мы должны организовать референдум о членстве в НАТО. Должное прочтение свидетельствует о том, что решение может быть принято парламентом».
Эксперты считают, у Черногории нет военного потенциала. По сути, нет армии: единственный танк - музейная гордость. Есть, конечно, прекрасные бухты, но они непригодны для больших кораблей. Так что у темы вступления в НАТО исключительно геополитический подтекст. Черногория, видимо, назначена на роль антироссийского провокатора на Балканах. И, по словам генсека организации, сейчас морское направление в приоритете у Североатлантического альянса. Сегодня на повестке - Черноморское побережье.
Йенс Столтенберг, генеральный секретарь НАТО: «Мы уже усилили присутствие в Черном море и в черноморском регионе. Я недавно посетил Румынию и Анкару, там я обсуждал с турецким президентом и с румынским президентом, что еще мы можем сделать в Черном море. Я знаю, что идут переговоры между Румынией, Турцией и Болгарией о том, как они могут поучаствовать в увеличении присутствия в Черном море».
План по сдерживанию агрессии России в Восточной Европе политологи всегда считали абсурдным. Но надуманные угрозы, которые культивирует Запад, стали именно тем поводом, который позволяет североатлантическому альянсу строить новые базы и вводить военный контингент без оглядки на мнение международного сообщества.
Александр Пылаев, военный эксперт, журналист: «Это простейший процесс поглощения всех маленьких остаточных независимых территорий под единый колпак влияния США, потому что НАТО - это военно-политическая структура в руках США».
Сегодня в Брюсселе договорились о создании новых военно-тактических групп в Прибалтике и Польше. В каждой стране примерно по тысяче человек. Этакие легионеры на страже. Однако окончательное решение о численности таких батальонов и местах их дислокации будет принято на июльском саммите НАТО в Варшаве.
Такое же горячее желание демонстрируют и другие страны. В Эстонии сегодня успешно завершился «Весенний шторм». В Польше в июне пройдут новые совместные учения - «Анаконда 16». И вся эта активность альянса, по словам Столтенберга, не исключает диалога с Россией. Парадоксальная ситуация.
Йенс Столтенберг, генеральный секретарь НАТО: «Наша политика ясна: у нас две основы отношений с Россией - оборона и диалог. Важно оставлять каналы открытыми для диалога в период роста напряженности и стремиться к информационной прозрачности».
Но перспективы новой встречи Совета России-НАТО пока туманны. Политику «открытых дверей» военной организации российское Министерство обороны, конечно, не оставило без внимания. Три новые дивизии на стратегических позициях будут сформированы исключительно за счет перегруппировки войск, а не их увеличения.
86%
1.27 110.49
1.62