Экспозиция Петрова-Водкина и его последователей открылась в Русском музее

В Русском музее открылась выставка, которую искусствоведы назвали уникальным событием. Картины 48 художников из семи музеев и десяти частных коллекций. Большинство шедевров посетители увидят впервые.

Перейти в Дзен Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »

Посвящена экспозиция выдающемуся художнику-новатору 20 века - Кузьме Петрову-Водкину. Среди его многочисленных талантов был и дар педагога. Поэтому большое место на выставке уделили работам учеников. Репортаж Натальи Дубровской:

Татьяна Пилецкая здесь вовсе не из праздного любопытства или светской вежливости. Козьма Петров-Водкин был ее крестным отцом. Он написал детский портрет будущей народной артистки и благословил ее талант. Эту выставку Татьяна Львовна, конечно, пропустить никак не могла.

Татьяна Пилецкая, народная артистка РФ: «Искусство Козьмы Сергеича оно не умерло, оно сложное, оно не простое, но оно удивительно глубокое. Оно удивительно, дающее возможность думать, …и мне это очень приятно».

Здесь в каждой из ста пятидесяти работ - философия мастера. В экспозиции, понятно, есть и картины самого Петрова-Водкина, но в основном – холсты его учеников. 48 авторов, на художественное восприятие которых повлиял живописец, или, как его еще называли – теоретик искусства.

Александр Боровский, заведующий отделом новейших технологий Русского музея: «Там не было сильных и слабых, все должны были пройти это введение. Это было как такое образование. Он не плодил дилетантов».

Круг Петрова-Водкина. Экспозицию назвали именно так, ведь авторы этих работ прошли его курс «науки видеть». Леонид Чупятов - один из выдающихся представителей Круга. В 1922 он написал Богоматерь Умиления. Это его художественный ответ иконописи. Он смог сохранить традиции жанра, использовав красный и желтый цвета, но образ на холсте совсем иной. Так появился новый изобразительный язык. И на нем говорили все последователи мастера.

Такой экспозиции в Русском музее еще не было. Искусствоведы называют ее не иначе как сенсацией. Здесь множество работ, о существовании которых вообще никто не знал. Конечно, кроме владеющих ими частных коллекционеров.

Алла Есюкович-Рагинская, организатор выставки «Круг Петрова-Водкина»: «Мне вообще очень повезло, потому что определённые вещи еще не были выявлены. Мне удалось собрать уникальный корпус произведений известных и забытых, к сожалению, художников. Здесь сегодня в новом контексте все это показывается».

Одно из таких забытых имен – Татьяна Купервассер. О художнице заговорили только в 2007 году. Она тоже занималась у Петрова-Водкина, но в ее творчестве явно был протест. Она из тех, кто сумел преодолеть систему мастера, не стал банальным подражателем и нашел свой путь. Это тридцатые годы. Картина называется «Религия – опиум для народа».

Ольга Мусакова, ведущий научный сотрудник отдела живописи Русского музея: «Это при том, что Петров-Водкин и не скрывал своей религиозности, и в его произведениях 20-х 30-х годов были мотивы, связанные с библейскими, евангелистскими сюжетами, вот тем не менее…»

В музее эту экспозицию называют немного грустной. Здесь есть работы, глядя на которые никогда и не догадаешься, что они – о глубоко личном. Вот «Происшествие» Алексея Зернова. В 1937 у художника погиб брат. И если это знать, то игрушечный грузовик, переехавший плюшевого мишку уже не кажется таким безобидным.

Выставка будет открыта до конца сентября, но в любой момент она может пополниться новыми картинами и неизвестными именами. Музейщики уверены, что частные собиратели, узнав об этой уникальной экспозиции, захотят поделиться произведениями из своих коллекций. Так что круг Петрова-Водкина еще вполне может расшириться и удивить даже самих искусствоведов.



Последние новости

10:55
10:31
10:17
10:00
9:46
9:31

Сейчас читают