Апелляционный суд Литвы оставил в силе пожизненный приговор Константину Михайлову

Это бывший боец рижского ОМОНа, который в составе группы, говорится в обвинении, участвовал в нападении на КПП Мядининкай в июле 1991-го. Погибли семеро - таможенники и полицейские.

Перейти в Дзен Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »

И вот четверть века тянется этот процесс. Который юридически должен уже быть закрыт за давностью лет. Но убийство двух и более лиц переформулировали в преступление против человечности. Это значит, что совершалось оно в поддержку другого государства, систематически, в виде крупномасштабных нападений на мирных жителей. Как можно было привязать всё это, почему Михайлов отвечает один, и есть ли у него ещё шанс на свободу - разбиралась наш корреспондент Елена Норкунайте.

Это какая-то правовая беллетристика, - так прокомментировал бывший рижский омоновец очередные решения литовского суда. Константина Никулина-Михайлова снова признали виновным в расстреле восьмерых человек, более того, объявили, что он совершил преступление в отношении гражданских лиц, а значит, сотая статья уголовного кодекса Литвы, - для него самая подходящая. Судья вспоминал о Нюрнбергском процессе, а главный прокурор …. с удовольствием пояснил, почему в Литве считают, что Константин Никулин-Михайлов совершил преступление против человечности.

Саулюс Вярсяцкас: «Суд признал, что нападение было совершено по политическим мотивам, а именно, проводя в жизнь советскую официальную политику притеснения гражданского населения Литвы, в том числе и убийства. То есть вы довольны решением суда? Не знаю, можно ли быть довольным, когда речь идет о гибели людей, но с судебной точки зрения, да и исторической, - мы очень довольны».

Услышав такие речи в зале заседания, Константин Никулин-Михайлов потребовал объяснить общую позицию суда и предъявить факты, которые доказывают его вину. На что услышал недвусмысленный ответ, - главное, не понять, а принять. Суд - не место для дискуссий. Адвокат осуждённого крайне возмущен таким поворотом Мядиникайского дела, в котором литовская прокуратура, кажется, уже поставила окончательную точку.

Арунас Марцинкявичус, адвокат: «В ночь на 31е июля 1991 года на литовский таможенный пост в Мядининкае, на границе с Белоруссией, было совершено нападение. Преступники расстреляли 8х человек: двоих сотрудников дорожной службы, двоих бойцов спец отряда «Арас» и четверых таможенников, - один из которых чудом выжил, получив пулю в затылок. Лежа на больничной койке, Томас Щярнас довольно путано описывал то, что произошло».

В тот год приграничные конфликты случались довольно часто, - как следствие борьбы за независимость, однако, до массового убийства никогда не доходило. По версии следствия, преступники расстреляли людей, которые не оказывали сопротивления. А теперь еще, по мнению суда, это не что иное, как истребление гражданского населения. Тем более, что один из сотрудников таможенного поста был одет не по форме, - такой странный аргумент сегодня прозвучал в зале заседания:

«К тому же это нападение не было случайным, а исполнителями выступили официальные представители советской власти, сотрудники ОМОна, и сделали это, выполняя соответствующий приказ».

На все подобные умозаключения литовская прокуратура потратила 18 лет и наконец-то обвинила в Мядининкайской трагедии четверых бывших милиционеров, - командира Рижского ОМОНа, - Чеслава Млынника и его подчиненных. Мол, вот она, - та самая расстрельная команда. Россия по требованию литовских властей своих граждан, естественно, не выдала. Но у Константина Никулина, который после развала Союза, остался в Риге, сложились свои личные отношения с правосудием. В Латвии он получил вторую фамилию, - Михайлов, - как участник программы по защите свидетелей. И таким образом оказался в ловушке.

Дело Никулина-Михайлова, безусловно, можно считать политически ангажированным. По мнению адвоката Марцинкявичуса, все эти годы, пока длился судебный процесс, любые доводы защиты разбивались именно об это предвзятое отношение к расследованию, по сути, криминального происшествия. Да и факт переквалификации уголовной статьи в этом смысле очень показателен. Убийство заменили на преступление против человечности, а у такой статьи, - нет срока давности.

В отличие от инкриминируемой с самого начала, - за убийство. Причем, приговор суда - пожизненный срок - Никулин-Михайлов выслушал 11го мая 2011 года, а статью заменили 29го июля, - всего за два дня до истечения срока давности уголовного наказания за убийство. Верховный суд Литвы принял такое противоречивое решение, но благодаря именно ему Никулин-Михайлов остался за решеткой, а в апреле 2016го проиграл апелляцию, но себе не изменил.

Юрист Ришардас Бурда провел независимую экспертизу и пришел к выводу, что все ссылки суда на Нюрнбергский процесс, Римские статуты и прочее, - в данном случае безосновательны. И, скорее всего, литовская прокуратура все же поторопилась, пытаясь хотя бы кого-нибудь привлечь к ответственности за Мядининкайское дело, которому уже 25 лет?

Теперь адвокат Никулина-Михайлова намерен обратиться с кассационной жалобой в Верховный суд Литвы. А его подзащитному остается только надеяться, что это дело получит широкий общественный резонанс.



Последние новости

13:44
13:31
13:07
12:40
12:19
11:59

Сейчас читают