В Дагестане на грани кризиса оказалась традиционная и некогда прибыльная отрасль - животноводство. Фермеры несут серьезные убытки просто из-за того, что работать некому - не хватает пастухов.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
И как раз сейчас в республике перегоняют стада овец на летние пастбища. Ещё пять лет назад местные власти оказывали поддержку - предоставляли фермерам транспорт. Сейчас, как убедился Мурад Магомедов, нет и этой помощи.
Баранов загоняют в предбанник. Животные идут неохотно. Овцы - животные своенравные. Добровольно лезть в воду они отказываются. Упертые бараны сопротивляются изо всех сил. Чабанам приходится их за ноги волочь. Овцам предстоит проплыть этот узкий шестиметровый бассейн. Специальным приспособлением чабаны окунают головы баранов в воду. Животные нырять не любят, поэтому постоянно пытаются увильнуть. Глубина бассейна - два метра. Овцы отлично плавают, и могут сами выбраться на сушу. Бассейн наполнен не водой, а креолиновым раствором. Это смесь лекарственных препаратов. После такого купания бараны неуязвимы для клещей и других паразитов.
Гийбек Рзаев, животновод: "Убивает всех вшей, клещей. Чесотки не будет. Все то, что с земли на них нападает, это лекарство их убивает".
Сейчас в Дагестане пора перегона скота с зимних пастбищ на летние луга. Путь не близкий, в среднем километров 300. В Республике, мигрировать будут более полутора миллионов баранов. Осман Мустафаев в прошлом животновод, сейчас на пенсии. Он помнит, какое это испытание. Дорога весьма мучительна и для чабанов и для овец.
Осман Мустафаев, пенсионер-животновод: "Бывало даже, что в мае месяце уже стриженные шли по дороге, а ночью снег, холод, а бараны голые. Столько подыхали".
С недавних пор животноводы Дагестана предрекают отрасли глубочайший кризис. Некогда прибыльный бизнес, превратился в убыточный. Мясо спекулянты покупают за полцены, шерсть и вовсе никто уже не берет. Вот, тонны этого добра годами хранятся в хлеву. Одна из новых проблем - нет пастухов. Чабанами теперь становится никто не хочет. Работа не из легких, а платят всего лишь 15-20 тысяч рублей.
Аким Рзаев, фермер: "Молодежь вся уходит в города, села пустеют. Никто не хочет работать, потому что дохода нет".
Республиканские власти еще пять лет назад оплачивали фермерам перегон скота железнодорожным транспортом. Овец вагонами перевозили в горы. В последние годы и этого нет. Животноводы экономят. Им приходится гнать гоном многотысячные стада овец. Вот так, им предстоит пройти сотни километров. В горах барашки спрячутся от знойной степной жары, а осенью вернутся обратно на зимовку.
86%
1.90 107.43
1.35