Легендарная "Победа" отмечает юбилей

Автомобиль, который в своё время называли прорывом советского автопрома. Ровно 70 лет назад с конвейеров Горьковского завода сошла первая партия ГАЗ М-20.

Перейти в Дзен Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »

"Победа" стала первой по многим позициям - электрические указатели поворота, стоп-сигналы, отопление салона и даже радиоприёмник! Такой комфорт оценили и за рубежом. Легковой автомобиль шёл на экспорт в 18 стран мира. Наш корреспондент Антон Гуськов провёл тест-драйв знаменитого раритета.

Смотреть без уважения на этот неспешный кортеж из трех «Побед», пожалуй, невозможно. Стоит им всего на пару минут появиться на дорогах своей малой родины, как образуется пробка. Автомобилисты в восхищении. Внимание, конечно, привлекают и одетые в форму времён Великой Отечественной шофёры, но еще больше сама «Победа».

Евгений Кочуев, коллекционер ретроавтомобилей, руководитель военно-патриотического клуба им. Александра Невского: «Многие водители показывают: Вот такая машина! (показывает большой палец)! Прекрасная машина! Не сравнишь ни с одной машиной!».

С другими машинами не сравнишь, а вот с тремя верными товарищами — запросто. К трем своим «Победам» коллекционер Евгений Кочуев относится как к живым. Быстрой ездой ветеранов автодорог старается не утруждать. Про красный день календаря в биографии своих четырехколесных любимиц не забывает. Вместо праздничного торта для сияющих глянцем «Побед» сегодня заготовлена порция автозапчастей - чтобы верой и правдой служили и дальше.

28 июня 1946 на автозаводе в Горьком собрали первую "Победу". Все предыдущие «газовские» модели можно было получить только по распределению. Но новинка ГАЗ М20 впервые в Советском Союзе прямиком с конвейера поступила в продажу.

Наталья Колесникова, директор музея истории Горьковского автомобильного завода: «Моментально очередь! В автомагазинах в Москве ночами писались! Люди очень хотели иметь у себя! «Победа» - это целая эпоха! Именно с «Победы» в лексикон советского человека вошло слово «автолюбитель».

Чтобы стать первым автолюбителем, нужно было заплатить 16 000 рублей. Такова была цена «Победы» и средняя советская зарплата почти за 2,5 года. Ходит легенда, что сначала автомобиль хотели назвать вовсе не «Победой», а «Родиной». Но недоуменный вопрос Сталина «И почем будете Родину продавать?» якобы и заставил создателей машины поменять название.

Андрей Липгарт, внук автомобильного конструктора Андрея Липгарта: «Андрей Александрович слышал эту легенду и всегда рассказывал, что ничего подобного не происходило. Ни о какой «Родине» речи некогда не было. Речь шла исключительно о названии «Победа».

Внук и полный тезка главного конструктора «Победы» Андрея Липгарта вспоминает, что ГАЗ М-20 был любимым автомобилем деда. Возможно, потому, что проектирование машины далось нелегко. Работа над «Победой» началась еще во время войны — параллельно с оборонными заказами — и зачастую шла прямо под фашистскими бомбежками. В сорок пятом, за неделю до парада Победы, готовую машину уже представили Сталину, а еще год спустя начали серийный выпуск. Иного названия для этой машины, пожалуй, и, правда, не возможно было представить. В салоне "Победы" впервые в истории советского автопрома появилась печка. Так что возить с собой вот такой мешочек с солью - чтобы окна не запотевали - отныне не было никакой необходимости.

Конструкторы «Победы» избавили водителя и от необходимости размахивать руками при перестроении. ГАЗ М20 стала первой советской машиной, на которой появились электрические указатели поворота. «Победу» выпускали в СССР на протяжении двенадцати лет, с конвейера сошло свыше двухсот тысяч машин. Этот автомобиль по праву считается настоящей победой советского автопрома, став поистине народным, любимым, и, конечно, уважаемым.



Последние новости

13:31
13:07
12:40
12:19
11:59
11:41

Сейчас читают