Занявшая пост премьер-министра Великобритании Тереза Мэй, не теряя времени, практически сформировала новый кабинет министров. Ведущие посты в правительстве заняли евроскептики. Появилось даже новое министерство по делам брекзит.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Выводить страну из Евросоюза доверено Дэвиду Дэвису, в 2005 году проигравшему борьбу Кэмерону. А вот назначение главы министерства иностранных дел вызвало неоднозначную реакцию. Представлять Британию на мировой арене будет экс-мэр Лондона Борис Джонсон. Наш корреспондент Юлия Сеферинкина следит за раздачей министерских портфелей:
Её уже называют железной, стальной и даже свинцовой леди. Хотя в самой Британии больше привыкли к другому прозвищу – вредная девчонка. Её предыдущее кресло – главы министерства внутренних дел – в Англии считают заколдованным, мол, садится в него перспективный политик и превращается в пустое место. Но с Терезой Мэй проклятье не сработало – может и правда, всё дело во вредности?
Тереза Мэй, премьер-министр Великобритании: «Поскольку мы покидаем Евросоюз, мы создадим смелую положительную роль Британии в мире. Мы сделаем ее страной, которая работает не для привилегированного меньшинства, а для всех нас. Это и будет миссия нового правительства, которое я возглавляю: построить лучшую Британию».
Едва успев преклонить колено перед королевой, Тереза Мэй уже называет имена новых министров. И о ней самой общественность на время забывает. Назначение на пост главы министерства иностранных дел одиозного, теперь уже бывшего, мэра Лондона Бориса Джонсона восприняли со смехом даже британские политики со стажем.
Анжела Игл, член Лейбористской партии Великобритании: «О! Борис забавный, он великолепен. Он так много рассуждал о том, что станет премьер-министром, наблюдал за реакцией и всё такое, но они никогда не посадят его в кресло… Они только что назначили его министром иностранных дел?»
Английские газеты сегодня выходят с язвительными заголовками: «Дорогой мир, прости!» Журналисты вспоминают все скандалы, связанные с высказываниями Джонсона на внешнеполитические темы. А их не мало. То он в стихах намекал на секс между Эрдоганом и козлом, то заявлял, что Обама испытывает унаследованную нелюбовь к Британии из-за кенийского происхождения, то сравнивал ЕС с гитлеровской Германией, а однажды даже назвал медсестрой-садистской Хилари Клинтон, которая может занять президентское кресло США. Не удивительно, что узнав о своём назначении, Борис Джонсон попытался, наконец, вести себя дипломатично.
Вопрос: «Есть несколько человек перед которыми вам бы в первую очередь следовало извиниться, не так ли? Президент Обама например».
Борис Джонсон: «Ну, Соединенные Штаты будут первыми в этой очереди. Спасибо».
Кроме политических ляпов, Джонсону припомнили и фриковатую манеру одеваться, и дурацкую причёску, и японского мальчика, сбитого с ног. Смеяться над Борисом Джонсоном уже в порядке вещей. Сам он на издёвки не реагирует, а похоже, вполне серьёзно готовится приступить к работе.
Борис Джонсон, министр иностранных дел Великобритании: «Я крайне горд, что мне представился такой шанс. Я думаю, Тереза Мэй сегодня выступила с замечательной речью о ее стремлениях и о том, как она видит движение Британии вперед вместе с Консервативной партией. Я полностью разделяю ее чувства и мысли о лучшей жизни людей. Теперь у нас есть большие возможности преуспеть в новых отношениях с Европой и миром. Я очень волнуюсь. Мне предстоит участвовать в этом».
Новые коллеги Джонсона по кабмину - персонажи куда скучнее. Саму Терезу Мэй на посту главы МВД сменила сторонница евро интеграции Эмбер Радд. Фнансами будет заниматься Филипп Хамонд, как раз уступивший своё место экс-главе Лондона. Министр обороны Майкл Фэллон кресло сохранил. Международную торговлю поручили Лиаму Фоксу, который прославился резкой антироссийской позицией. В целом, кабинет министров условно можно разделить на два лагеря – внешнеполитические должности заняли сторонник Брекзита, внутриполитические – Евросоюза.
Филипп Ханин, доцент кафедры мировой политики факцльтета международных отношений СПбГУ: «Весьма прагматичный и ожидаемый ход Терезы Мэй, она собирается разделить ответственность, она не собиралась выходить из Евросоюза и вообще олицетворять собой вот эти сложные реформы, связанные с Брекзитом, поэтому она пытается подтянуть к себе тех людей, которые олицетворяют эту борьбу за национальный суверенитет Британии и желание выйти из ЕС».
Именно для того, чтобы не расхлёбывать ситуацию с Брекзитом самостоятельно, Тереза Мэй распорядилась создать новое министерство, которое и будет оформлять развод с ЕС. Возглавил его бывший теневой глава МВД Британии Дэвид Дэвис.
Дмитрий Солонников, политолог: «Дэвид Дэвис, который возглавит министерство по делам Брекзита, вот сейчас вновь образованное, это серьёзнейший переговорщик, человек, который много лет провел в британской политике, человек, который был теневым министром в целом ряде кабинетов. Да, у него огромный опыт, он будет договариваться, как реализовывать этот курс».
Именно Дэвис станет ближайшим партнёром Джонсона в дипломатических вопросах. Поговаривают даже, что мэр Лондона не сможет принимать самостоятельных решений, вся власть будет в руках Дэвиса. Впрочем, те, кто не склонен считать Бориса Джонсона примитивным циркачом уверены, он ещё покажет, на что способен. Говорят - он не только популист, но и отличный менеджер.
Тони Трэверс, профессор Лондонской школы экономики и политических наук: «Его критики часто говорят, что Джонсон не серьезный человек, что его подход к политике юмористически, вольный и даже не продуманный. Я не уверен, что это так. Он политик с серьезными амбициями. Он был мэром Лондона, сейчас в кабинете министров. И, несомненно, сейчас он стремиться стать лидером партии, а уже затем премьер-министром».
Состав нового кабмина, назвать абсолютно новым, конечно, нельзя. Но рокировки – это вполне в духе британских политиков. Да и Терезе Мэй сейчас, очевидно не нужны революции. Резких движений от неё никто не ждёт, ведь Англия оказалась на пороге кризиса не только в отношениях с ЕС, но и в собственной экономике, плотно завязанной на сотрудничестве с Европой.
Алексей Громыко, директор Института Европы РАН: «Она может оказаться достаточно эффективным премьер-министром как переходный политик. Харизмы у неё нет, звёзд с неба она не хватала, это то, что британцы называют сэйф-хэндс, надёжные руки. Она тот политик, который будет системно сплачивать консервативную партию, чтобы не позволить ей по разлому евроскептики евроэнтузиасты».
В своей первой речи на Даунинг стрит Тереза Мэй явно дала понять – она абсолютный консерватор и всеми силами будет бороться за целостность. Премьер намекнула строптивой Шотландии, что готова на решительные шаги, в случае ее попытки выйти из состава Британии. А женщине, которая продержалась на посту главы МВД рекордный для Англии срок, вероятно, верить можно.
85%
1.15 106.10
0.15