Миллионы турецких чиновников срочно отозваны из отпусков. И не будут отдыхать до особого распоряжения правительства. Этого требует новый указ, на фоне массовой проверки, которая сейчас идёт не только в рядах силовиков, но и органах госвласти.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Что касается задержанных генералов и адмиралов - а таких больше сотни - то их доставляют в суды. И стоит вопрос о возобновлении высшей меры наказания. Для мятежников требуют смертной казни. Неудавшийся госпереворот (сегодня уже есть точные цифры) унёс 232 жизни. И в основном это гражданские лица, не имеющие к путчу никакого отношения. Полторы тысячи человек - ранены. О сегодняшних настроениях из Анкары – наш корреспондент Игорь Максименко.
Новую неделю турецкая столица встретила так, будто в выходные ничего не произошло. Армейские патрули сняты, полицейские дежурят лишь на крупных перекрестках и у административных зданий. На улицах - деловая суета, активная торговля, спешащие по своим заботам люди. И, конечно, разговоры. На одну тему: «Что это было?»
Алена Фындык: «Кто-то в подвал бегал, у кого-то стекла дрожали, кто-то в панике маме начал звонить. Очень было страшно от того, что непонятно».
Первые часы с начала путча Алена Фындык была уверена, что в городе проходят военные учения. Здесь к этому привыкли. И только когда на Анкару посыпались бомбы и самолеты стали обстреливать улицы, стало понятно - в стране что-то неладно.
Алена Фындык: «Люди были очень напуганы. На телевидении женщина с гробовым лицом начала говорить, что «Я говорю от имени военных. Мы взяли власть в свои руки. Все будет демократически». И тогда до нас дошло».
Потом она несколько часов звонила по всем друзьям и знакомым — узнавала, кто что знает. Оказалось, все были в неведении, если не сказать, в изумлении.
Вера Чомолу: «Я хотела спуститься в подвал. Но муж сказал — сиди спокойно, все нормально. Я между пролетов села с подушечками. Было очень страшно, безумно. И вот до 5-6 утра стрельба была ужасная».
Несостоявшийся турецкий переворот подробно освещался практически в прямом телеэфире. Плюс социальные сети пестрели подробностями. Вскоре стало ясно, что не все так страшно, как казалось в первые минуты.
- Поначалу было тревожно, как-то не по себе. Но все быстро кончилось и сейчас мы очень удивлены тем, что вообще была попытка переворота. На что рассчитывали путчисты?
Сейчас жители Анкары утверждают, что первый шок прошел очень быстро. И вместо того, чтобы спрятаться или в панике уехать, большинство, наоборот, вышли на улицы.
- Понятно, что поначалу все мы испугались. Но потом, когда наш президент выступил с обращением к народу, мы поняли, что нас не оставили одних. Что жизнь скоро жизнь вернется в нормальное русло.
Каждый владелец сотового телефона в Турции рано утром в субботу получил персональное сообщение от главы государства. Реджеп Эрдоган призвал не допустить повторения кровавых событий 70-х и 80-х годов, когда тоже происходили военные перевороты, и призвал страну подняться на защиту демократии. Правда, очевидцы тех давних событий уверены, что нынешний путч с предыдущими ни в какое сравнение не идет.
- Вся армия была выдвинута на улицы. Никто не мог даже из окна выглянуть. Они говорят, перевороты не так происходят. Для них это было неординарным переворотом. Они были удивлены и народ ничего не понял.
О том, что все в этот раз в Турции прошло «не как обычно» говорит многое. Например, цены не выросли ни на лиру. Да и сама местная валюта не пошатнулась. Соль и спички никто в панике не раскупал. Можно сказать, что народ и испугаться не успел.
Главное, что отмечают все: всего за два дня турецкое общество сплотилось как никогда. О верности власти заявили даже самые ярые оппозиционеры — из прокурдской Народно-демократической партии и националистической Партии национального действия.
Тогрул Исмаил, политолог (Турция): «Вот в эти дни видно, как консолидировалось общество. И эшелон военных и армия, и полиция и жандармерия. Единое общество. Мы видим единую картину. Я надеюсь, что руководство страны и военные эту картину смогут продолжить дальше».
Многотысячные митинги в поддержку Реджепа Эрдогана и правительства теперь по несколько раз в день проходят во всех городах Турции. Население охватил небывалый патриотический подъем.
Нихат, торговец: «Мы, как граждане Турции, вышли на защиту своей родины. И сделали все возможное, чтобы не допустить переворота. Пусть этим предателям, этим путчистом будет стыдно перед аллахом за то, что они поднялись против народа».
На митингах звучат призывы к выявлению «истинных зачинщиков» неудавшегося военного переворота — имеются в виду оппоненты власти, живущие за рубежом. Президент Эрдоган пообещал, что все причастные к путчу будут арестованы и осуждены. А вот каким будет наказание для них - еще предстоит решить.
Бинали Йылдырым, премьер-министр Турции: «Мы ведем политику в соответствии с волей наших граждан. То, что просят граждане - приказ для нас. Однако принимать решения слишком быстро – неправильно. Мы не можем игнорировать волю народа. Вопрос о введении смертной казни будет рассмотрен в парламенте. Решение по нему требует изменения конституции. Все поправки будут введены с учетом воли народа».
Армия и полиция, в это время, продолжает гасить последние очаги неудавшегося путча и проводит демонстративные акции. В Стамбул ввели по тревоге несколько сотен спецназовцев — для охраны стратегических объектов и улиц. Полицейские получили приказ сбивать вертолеты, поднявшиеся в воздух без разрешения. Ограничена деятельность журналистов — снимать правительственные здания, военную технику и людей в форме категорически запрещено.
Центр послепутчиских разборок сейчас окончательно переместился в Стамбул. В Анкаре каких-либо инцидентов, по крайней мере, в последние сутки, не происходило. Информация о том, что на парламент страны сегодня днем опять пытались напасть некие вооруженные люди не подтвердилась. Здесь заверяют, что во всей Турции скоро вообще позабудут о несостоявшемся перевороте. Разве что политики будут активно использовать эту тему в своих целях и в борьбе за власть.
86%
1.90 107.43
1.35