Стрелковые отряды Центрального военного округа проходят спецподготовку в самых труднодоступных районах сибирской тайги. Причем свои навыки по выживанию бойцам передают тувинские старообрядцы.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Отшельники десятилетиями охотятся в этих местах, и такой опыт военные считают бесценным. Наш корреспондент Екатерина Иванова о новой практике российских вооруженных сил.
Живописный пейзаж, от которого с высоты птичьего полета захватывает дух, поначалу вселял в бойцов Кызыльской мотострелковой дивизии оптимизм, дескать, ничего, продержимся. Но ступив на землю, военные быстро поняли - в тайге действительно придется выживать. С собой только спички, соль и на крайний случай – несколько патронов - от встречи с медведем никто не застрахован.
Сергей Круглов, инструктор военно-спортивного центра «Ергаки»: «Тайга для полноценного питания пока не готова. Ягоды еще не созрели, грибы еще не выросли, шишка тоже не созрела. Поэтому, остается только рыба. И если бы выскочила на нас косуля, может быть, догнали бы ее и, может быть, съели бы».
Выжить в экстремальных условиях помогли местные старообрядцы. Они выступили в качестве проводников. Не пьют, не курят, охотятся с 12 лет, в непролазной чаще ориентируются по солнцу – таких инструкторов еще поискать.
Петр Руковицын, инструктор по выживанию (старовер): «Я 28 лет в тайге, как мы здесь живем. Промысловик – охотник. Здесь родился, как говорится, здесь и крестился. Я думаю, что найду общий язык и что-то скажу, я думаю, поймут меня ребята».
Маршрут повышенной сложности для стрелков центрального военного округа проложили вдоль реки малый Енисей. 100 километров с риском для жизни.
След в след за местными провожатыми. Бойцы строго соблюдают субординацию. Ну и что, что у этих бородатых отшельников нет ни погон, ни званий, зато за плечами бесценный опыт. Проб и ошибок в том числе.
О таких хитростях не напишут ни в одной книге. А потому военнослужащие ловят каждое слово. Пытаются запомнить и тут же закрепить на практике.
Руслан Манды, участник курса, старший прапорщик: «Представитель староверов рассказал нам, как в экстремальных условиях выживать. Без спичек, без оружия, какую траву можно есть, какая ядовитая».
А еще как лучше поставить палатку и замаскировать ее. Обитатели тайги и сами часто прячутся – просто потому, что люди непубличные. Или, например, как обойти, казалось бы, неприступные скалы.
Нуралы Шахманов, старший группы, капитан: «Сейчас мы выступаем к выполнению упражнения подъем и спуск. Передвигаемся по различным видам веревки. В процессе выживания нам пригодятся навыки для преодоления скалистых и горных участков местности».
Первый выпуск тувинских инструкторов - старообрядцев пока всего 10 человек. Зато этих бойцов уже смело можно причислить к элите спецподразделений. Если местные жители будут не против, вскоре к ним на стажировку высадится следующий десант покорителей тайги.
86%
1.90 107.43
1.35