На Камчатке сезон лососёвой путины ещё не закончен, а рыбопереработчики уже говорят, что объёмы их производства в этом году превысят все предыдущие показатели. Рыбы столько, что её просто не успевают переработать.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Но вот до столов жителей центральной части России она всё равно не доедет. В чём причина? Наш корреспондент Даниил Горчаков о проблемах.
Сейчас на Камчатке реки буквально вскипают от обилия рыбы. На нерест идёт нерка — самый вкусный и питательный из лососей. Пройдя всего несколько десятков километров вверх по небольшой речке Озерная, рыба перекрашивается из серебряной в ярко-красную. В это время дикие медведи буквально соревнуются с людьми - кто выловит больше. В этом году рыбы хватает и тем и другим. Косолапые промышляют в верховьях нерестовых речек, отнерестившихся медлительных лососей проще поймать. Рыбаки выставляют неводы в устьях, только что зашедшая из моря рыба ещё не потеряла товарный вид и очень востребована на рынках.
Сергей Кыров, директор по производству Озерновского рыбоперерабатывающего завода: «Эту нерку очень ценят японцы. Забирают почему? Потому что это дикое стадо. Это — не лосось, который выращен в искусственных условиях. Она питается естественно. Живёт в естественных условиях. И она самая лучшая».
Лососёвую путину нынешнего года камчатские рыбаки уже назвали рекордной. Ещё несколько лет назад на полуострове радовались уловам в 100 000-130 000 тонн за сезон. После отмены бюрократических барьеров, когда разрешений увеличить квоты из столицы приходилось ждать месяцами, без ущерба для популяции удалось поймать в два раза больше.
Владимир Галицын, министр рыбной промышленности Камчатского края: «За всю историю наблюдений на Камчатке с 1906 года вылов превышал 200 000 тонн. В этом году уже 210 000 тонн есть. А путина еще не заканчивается. Еще в пределах 2-3 недель предстоит рыбачить. Не буду загадывать, плохая примета. Но предполагаю, что где-то 230 000-250 000 тонн мы должны будем взять».
С учётом же наваги, минтая, камбалы, сельди и других океанических видов в этом сезоне камчатские рыбаки уже добыли больше миллиона тонн морских биоресурсов. За последние годы на полуострове построено 18 современных заводов, обновляются старые мощности. В береговых цехах обработчики работают практически в круглосуточном авральном режиме.
Большинство рабочих на таких заводах трудятся вахтами на время путины. Местных кадров катастрофически не хватает Подзаработать Люди приезжают со всей России: не то что из относительно близкого Хабаровска, а даже из Самары. Признаются, дома таких денег не заработаешь. Жителю Иркутска Сергею Девятьярову доверили ювелирную работу: убирать посторонние примеси из красного золота — лосёвой икры нерки.
Судя по надписям на картонной упаковке, эта партия камчатской нерки предназначена иностранным потребителям. Хотя за минувший год поставки рыбы в полуострова на внутренний рынок превысили объём экспорта, с доставкой продукции в центральные и западные регионы России по-прежнему есть проблемы
В 2011 году с Камчатки в порядке эксперимента впервые мороженую рыбу доставили в порты Мурманска и Санкт-Петербурга кратчайшим северным морским путём. Однако из-за дороговизны ледовой проводки и недостаточной готовности портовой инфраструктуры принимать продукцию с Дальнего Востока, все объёмы с Камчатки по-прежнему идут на запад сначала морем до Владивостока, а потом уже по железной дороге рыба, крабы и другие деликатесы попадают на прилавки жителей Сибири, Урала и европейской части страны
Владимир Галицын, министр рыбной промышленности Камчатского края: «Владивосток в действительности является у нас бутылочным горлышком. С 2008 года мы об этом говорим, но до сих пор, к сожалению, особых подвижек нет. Также проблема с подвижным составом. Также есть проблема с увеличением тарифов. Кто бы что ни говорил, тарифы увеличиваются в период массового хода рыбы и поставки во Владивосток, а это единственной место куда она выгружается и транспортируется в центр России. Проблема с холодильниками — двойной-тройной тариф на хранение».
Недавние решения федерального центра о стимулировании развития Дальнего Востока уже помогают сдвинуть эти проблемы с мертвой точки. По пути транспортировки уловов камчатских рыбаков будут построены новые морозильные склады, а стоимость перегрузки и доставки дальневосточной продукции потребителям западной части страны может уменьшена за счёт налоговых льгот и уменьшения избыточного контроля.
85%
1.15 106.10
0.15