Через несколько недель после начала войны Советский Союз начал получать от союзников остро необходимые стране вооружение, технику, одежду для солдат, продукты питания.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Жизненно важные поставки не прекращались в течение всех 4 лет войны и внесли ощутимый вклад в историю победы над фашизмом. Наш корреспондент Игорь Максименко о легендарном конвое.
Ветеран северных конвоев Анатолий Львович Лифшиц, наверное, и сейчас с закрытыми глазами начертит маршрут, по которому когда-то вел корабли союзников. Вспоминает: сколько не укрывались они от фашистских подводных лодок и самолетов, в покое караваны ленд-лиза не были ни минуты
Анатолий Лифшиц, участник Полярных конвоев: «Я был штурманом, в штурманской рубке сидел. А рядом на палубе стояли крупнокалиберные пулеметы, которые отстреливались. Так дня не было, чтобы эти пулеметы не стреляли 3-4 раза. Все время они сбрасывали бомбы. Это была опасность, но это было рядовое дело».
Без происшествий до Архангельска добрался только один, самый первый, конвой «Дервиш», немцы его просто не заметили. Практически все последующие превращались в жестокие морские сражения. Фашисты устраивали настоящую охоту - нападали на караваны большими силами, окружали и беспощадно расстреливали даже самые маленькие суда.
Анатолий Лифшиц тогда впервые увидел в бою летчиков, которых в Японии называли «камикадзе». Только это были не подданые империи Восходящего солнца, а англичане из сил охраны конвоев. Они поднимались прямо с палуб своих кораблей и уходили в бой, зная, что возвращения назад не будет. файл Хроника-Конвой (9:55)
Анатолий Лифшиц, участник Полярных конвоев: «Когда немецкие самолеты походили, он взлетал, истребитель все же был, воевал с ними как мог. Сесть уже никуда на крейсер нельзя, поэтому он самолет бросал, а сам на парашюте опускался в воду. Иногда вылавливали, иногда нет».
По ленд-лизу Советский Союз получил из США и Великобритании 13 000 танков, 22 000 самолетов, столько же противотанковых и зенитных орудий, более 500 разных кораблей. А еще огромное количество станков, промышленного оборудования, медикаментов, сырья для производства вооружения и боеприпасов. Условия договора о поставках были выгодны для Советского Союза: оплатить их можно было уже после победы. Причем, потерянное при перевозке имущество в счет не входило.
Вот это один из символов ленд-лиза: армейский автомобиль повышенной проходимости «Виллис». Они шли в СССР в самой скромной комплектации - без запчастей, с парой лопат, резервной канистрой и огнетушителем образца 1900 года. Уже на фронте русские умельцы часто переделывали легковушку-вездеход в машину огневой поддержки пехоты. Файл Виллис 29.08.16
Валерий Натбеладзе, реставратор техники времен Второй мировой войны: «В Красную Армию они поступали в комплектации как командирская машина. У них отсутствовал брекет для крепления карабинов под лобовым стеклом и соответственно не ставилась стойка пулеметная или для безоткатного орудия. Говорят, ставили пулеметы «Максим» сзади в виде тачанки. Даже я видел в оригинале фотографии».
«Виллисов» разных модификаций в Советский Союз за всю войну завезли 52 тысячи. Потом, в мирное время, они стали прототипами уже советских внедорожников - «уазиков», которые выпускают до сих пор. -
Валерий Натбеладзе, реставратор техники времен Второй мировой войны: «Так же к нам поступали Додж ¾ VLT 51-52 - это для транспортировки орудий среднего калибра. И, конечно, Студебеккер. Это для транспортировки орудий свыше 76 мм. И они также поставляли шасси Студебеккер для установки легендарной «Катюши».
Были еще и диковинные для нашей армии машины-амфибии «Форд». Их использовали во время спецоперациий: разведки, наведения переправ, но чаще - для форсирования рек при наступлении. До этого пользовались все больше плотами или лодками.
В каждом конвое шли также суда с продовольствием. Можно сейчас бесконечно иронизировать над яичным порошком или знаменитой американской тушенкой, которую советские солдаты называли «второй фронт». Но продукты, привезенные из-за океана, спасли не одну жизнь. Например, в Ленинграде в страшные блокадные годы. О том, какой ценой союзникам далось «арктическая дорога жизни» говорят цифры потерь. Фашисты потопили 87 торговых и 18 военных кораблей. Погибли больше 3000 моряков. Премьер-министр Великобритании Черчиль сказал тогда о полярных конвоях, что это «самое ужасное путешествие в мире»
Сеймур Уильям Тэйлор, участник Полярных конвоев: «Самое сложное было идти по морю в осеннюю и зимнюю погоду. Температура была до 40 градусов мороза. Когда вода замерзала на палубе и на надстройках нашего корвета и он становился похожим на огромный кусок льда».
Рулевой английского сторожевика Сеймур Тэйлор - участник 4-х полярных конвоев. Один из походов в Россию едва не стал роковым. Во время боя с группой немецких субмарин вражеский снаряд попал в пороховой погреб его корабля.
Сеймур Уильям Тэйлор, участник Полярных конвоев: «Мы просто оцепенели, даже молиться не могли. Ждали смерти. Но случилось невероятное, этот снаряд так и не взорвался. Нам очень повезло, мы остались живы и дошли до России».
Всего через арктические воды в СССР из США и Великобритании пришли 78 караванов. Для нашей страны это был первый опыт по созданию коалиции с западными государствами. Правда, после войны в Советском Союзе роль полярных конвоев несколько принижалась. У недавних союзников начались идеологические расхождения. Плюс завязались финансовые споры по поводу выплаты долга за ленд-лиз. Почти всем, кроме СССР, странам-участницам ленд-лиза Соединенные Штаты списали большую часть долга. Наша страна окончательно расплатилась за американские военные поставки только в 2006 году.
86%
1.90 107.43
1.35