Основой препаратов должен стать яд самой опасной в России змеи - гюрзы. Медики утверждают, что с его помощью можно вылечить некоторые виды опухолей, эпилепсию и многие другие заболевания.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Пока в республике существует только серпентарий, где и содержаться несколько десятков змей. Патимат Гусейнова о больших планах кавказских змееловов.
Эта Золотая жидкость – бесценный яд гюрзы. По токсичности уступает разве только яду кобры. Потому и называют змею в народе не иначе, как «ужас ночи». В дагестанской лаборатории месяц герпетологи извлекают яд у каждой особи дважды в месяц.
- Практически сейчас мы выдоили, процесс называется дойка – ядовзятие, которая может убить человека.
В России гюрза обитает только на территории Дагестана, и только в предгорьях Кавказа. Поэтому этот серпентарий единственный в своем роде. Всего в питомнике больше сотни особей гюрзы.
- Мы придержим ее вот так палкой, чтобы она не почувствовала руку…иначе может броситься.
Гюрзу в питомнике содержат в обычных комнатах, в клетках с сетками. Каждый отсек поделен на две половины: день — там включена лампочка — и ночь — темная половина. Все это максимально приближено к условиям дикой среды обитания.
Яд гюрзы убивает в течение 15-20 минут. А все потому, что практически мгновенно поражает и кровь, и мозг одновременно. Об этом естественно в серпентарии знают, но работники, видимо, настолько бесстрашные, что свои аптечки держат пустыми. Здесь нет абсолютно никакого противоядия.
Польза от рептилий, действительно, огромна. В год одна особь дает 1,5 грамма яда, или как здесь выражаются - фармакологической субстанции. Частным лицам яд не продают. Серпентарий сотрудничает лишь с фармацевтическими предприятиями. Ведут переговоры в с Индией и с Германией. Жалуются, что на родине особенного интереса к яду пока не проявляют.
Заурбег Агаев, директор серпентария: «Перспектива на основе яда производить лекарственные средства. Зачем мы будем сырье отдавать, если мы можем сами. Вот оно и импортозамещение, и перспектива экономического развития».
В питомнике, к примеру, предлагают возобновить производство известного в советское время препарата для лечения гемофилии. Особые свойства яда позволяют проводить опыты и над раковыми клетками. В одном грамме яда содержится около 16 различных ферментов, которые представляют особый интерес для медицины.
Али Абуязидов зав отделением немедицинской терапии РКБ: «Конечно , есть методики , которые используются для лечения эпилепсии, опухолей. Но, конечно, заниматься самолечением, и делать какой-то порошок из яда и применять его, категорически запрещено».
Змеи в серпентарии не любят однообразия в еде. Гюрза может категорически отказаться от изрядно поднадоевших мышей и требовать что-нибудь другое. Зная этот каприз хищников, в питомнике для них выращивают также крыс и перепелок.
За сезон гюрза линяет 5-6 раз. Старую чешую в серпентарии в основном выбрасывают. Но бывают случаи, когда сюда за ней приходят чабаны. Они говорят, что измельченная шкурка очень помогает, особенно, если у лошади кашель.
Этот уникальный кавказский подвид гюрзы занесен в Красную книгу. Его численность постепенно сокращается . Рептилия страдает от неконтролируемого браконьерского отлова. Ведь на черном рынке цена за грамм яда гюрзы – 3 тысячи долларов. Но дагестанские герпетологи уверяют, что даже в случае полного истребления гюрзы в Дагестане, они теперь смогут самостоятельно восстановить ее популяцию.
86%
1.90 107.43
1.35