Российский МИД сегодня отреагировал на установку бюста военному преступнику в Эстонии. Там, напомним, решили увековечить память унтершарфюрера "Ваффен-СС" Харальда Нугисекса.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
В школе! Её директор с гордостью поясняет, дети должны знать своих героев. Какой выбор делает страна? Где образцом для подражания становится человек, воевавший на стороне нацистской Германии, в подразделении, причастном к массовым казням и военным преступлениям? Установка такого памятника противоречит даже решениям Нюрнбергского трибунала. Помнят ли о нём те, кто занимается героизацией нацизма, пытался понять наш корреспондент Игорь Максименко.
Тихое местечко Лаупа в глубокой эстонской провинции до недавних дней почти никому было не известно. Разве что краеведам – здесь находится местная достопримечательность - мыза «Лаупе», сельский помещичий дом, а ныне средняя школа. Изредка сюда приезжают с экскурсией любители старинной архитектуры. Несколько дней назад в историческом здании появился новый, скандальный экспонат.
Директор Каарел Алуоя ведет нас к новой школьной святыне – бюсту Харальда Нугисекса, выпускника этого учебного заведения. В Эстонии его считают народным героем. Борцом за независимость страны. Примером для подражания.
Каарел Алуоя, директор Лаупаской основной школы: «Задача каждой школы – воспитать не только человека, но и гражданина. У Харальда Нугисекса был четкая гражданская позиция. Она отражена в девизе на его родовом гербе «За Отечество». Мы хотим, чтобы наши ученики имели такую же позицию, как и он».
За красивыми словами директора скрывается существенная деталь: за отечество Нугисекс воевал не где-нибудь, а в рядах 20-й гренадерской дивизии СС. Воевал ревностно, о чем говорят его награды. Например, Рыцарский железный крест, одна из высших наград Третьего Рейха. Инициаторов установки памятника это не смущает.
Каарел Алуоя, директор Лаупаской основной школы: «Да, он воевал на немецкой стороне против России. Но у эстонцев во время Второй мировой войны не было своей армии. Поэтому приходилось выбирать – либо за немцев, либо за русских. Харальд Нугисекс сделал свой выбор».
Кстати, в СС Нугисекс вступил добровольно, а до этого успел послужить в 185 охранном полицейском батальоне на оккупированной советской территории. Эта часть была известна у гитлеровцев как образцовая. В первую очередь, из-за четкого выполнения специальной инструкции, которая регламентировала жесткость обращения с местным населением, партизанами, заложниками, военнопленными, русской интеллигенцией и служащими.
Александр Петров, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Эстонии: «Возмутительно и само место проведения мероприятия - установка этого бюста именно в школе. Когда учеников воспитывают в том духе, что, мол, берите пример с такого рода «героев», что усилит у вас любовь к родине».
В Российском посольстве в Эстонии установку памятника назвали кощунством и глумлением над памятью погибших от рук эсэсовцев людей, причем не только советских. И напомнили: СС во всем мире признана преступной организацией. И потому установка бюста одному из военных преступников является поступком безнравственным и аморальным.
Александр Петров, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Эстонии: «Приговор Нюрнбергского трибунала по-прежнему остается в силе и любые попытки героизации гитлеровских преступников и их пособников являются наказуемыми, что правомерно ожидать от действующей власти в любой стране».
Официальной реакции эстонских властей пока не последовало, хотя понятно, что установка бюста не могла состоятся без их, по крайней мере, молчаливого согласия. А вот эстонская общественность недоумевает: неужели во всей стране не нашлось более достойной кандидатуры. Голоса разума, однако, мало кому слышны. А вот аргументов пользу таких персонажей как Нугисекс приводится все больше – один другого занимательней.
Каарел Алуоя, директор Лаупаской основной школы: «Да он служил в СС и сражался с оружием в руках. Но Нугисекс не был признан военным преступником. Иначе советская сторона его бы уничтожила. Но ведь этого не было сделано».
Нугисексу, действительно удалось избежать расстрела, причем, как он сам признавался, по чистой случайности. Он отсидел в лагере, был амнистирован, но ни одним судом, в том числе и международным, не оправдан. Во всем мире добровольцев СС, по-прежнему, считают военными преступниками. Впрочем, для Эстонии это, видимо, не указ: здесь решения Нюрнбергского трибунала нарушают в открытую.
В официальной биографии эсесовца Нугисекса и в его мемуарах точно указываются места боев. Среди них – Кенигсбергский плацдарм, окрестности псковского города Невель, разные области Чехии. Оказывается, за независимость Эстонии гитлеровский пособник предпочитал воевать вдалеке от родных мест
В небольшой деревне Тори расположен национальный солдатский мемориал – здесь чтут память эстонцев, погибших во всевозможных вооруженных конфликтах. Имя Харальда Нугисекса в этом пантеоне - на почетном месте. И, вообще, первым делом здесь поминают тех, кто боролся с Советским Союзом в рядах немецкой и финской армии во время Второй мировой войны. О нескольких тысячах эстонских солдат и офицеров, сложивших голову в боях с гитлеровцами – ни слова, ни знака.
85%
1.15 106.10
0.15