В Эрмитаже открылась выставка одной картины. И это тот случай, когда представлен не сам шедевр «Сад земных наслаждений» Босха, он хранится в Мадриде в музее Прада, а его точная копия.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Но интерес от этого не стал меньше. Тайн только добавилось. Биография картины удивила реставраторов. Неизвестный художник не только жил в одно время со знаменитым голландцем. Но мог быть даже с ним знаком. Наш корреспондент Юлия Сеферинкина уже увидела гениальное повторение и даже попыталась найти отличия.
При первом взгляде на эту картину действительно кажется, что это фрагмент знаменитого триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений», который он создал в начале 16 века и над расшифровкой символов которого до сих пор бьются искусствоведы. Но, если вглядеться, замечаешь, что отличаются и цвета, и сюжеты некоторых сценок, и манера изображения человеческих тел. Это копия, созданная последователем Иеронима Босха, примерно через 40 лет после его смерти и до этого момента широкой публике не известная.
Эта картина - повторение центральной части триптиха Босха. Той самой, где художник рассказывает о плотских удовольствия и соблазнах земной жизни. На этом холсте всё немного не так, как в оригинале. Другое восприятие цвета, света и пространства, всё не так графично – по сути, это собственное видение последователя Босха главной работы всей жизни нидерландского живописца.
Николай Заков, хранитель нидерландской живописи XV-XVI вв. Отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа: «У Босха при всей красоте красок, которые он использует, более плоская такая заливка, то есть он более графичен. А эта картина более живописна, более характерна для середины 16 века».
В запасниках Эрмитажа картина пролежала почти 100 лет. Хранители считали, что это копия Босха 19 века и только когда начали её изучать, поняли, что не всё так просто. С помощью элементного анализа специалисты выяснили, что нижний слой сделан свинцовыми белилами, приготовленными по старинному голландскому рецепту.
На то, чтобы добраться до нижнего слоя, убрать всё лишнее, и восстановить утраченные элементы потребовалось почти два года. За четыре века картина прошла довольно сложный путь – кроме неумелой реставрации, она не раз становилась жертвой вандалов и псевдо-борцов за нравственность.
Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа: «Кому-то сильно не нравилось то, что на ней изображено, а потом кому-то кому не нравилось, взял и замазал все как бы непристойные места и сделал набедренные повязки, какие-то там тряпочки, чтобы прикрыть как передние, так и задние причинные места, это было снято реставраторами».
Выколотые глаза, царапины, замазанные части тела – всё это очень наглядно показывает, как относились к живописной манере Босха те, кто жил значительно позже него. Впрочем, они не смогли настолько повредить полотно, чтобы его невозможно было восстановить. Эрмитажный Сад земных наслаждений теперь может увидеть каждый. А у специалистов появились новые цели. Они хотят отыскать боковые створки триптиха последователя Босха, если они, конечно, есть. И выяснить, кто же всё-таки автор этого полотна. Ведь им вполне может оказаться другой великий нидерландский живописец - Питер Брейгель. По датам всё сходится.
85%
1.30 105.95
2.65