Широкой публике представят картину с двойным изображением

В руки реставраторов попал на первый взгляд обычный портрет вождя мирового пролетариата. Каково же было удивление мастеров, когда под изображением Владимира Ильича они обнаружили портрет последнего русского императора.

Перейти в Дзен Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »

Почему художник пошёл на такой риск? И Сознательно ли он спрятал Николая Второго? Разбирался Алексей Шанёв.

С такой необычной задачей никто из художников до сих пор не сталкивался. Ведь реставрировать холст  пришлось с двух сторон. И где теперь лицо, а где изнанка – никто сказать с уверенностью не может.

Татьяна Поцелуева, профессор кафедры живописи и реставрации: «Здесь вся работа ведётся с двух сторон одновременно. Здесь нельзя одну сторону сделать, а другую не сделать».

Изюминка этого, казалось бы, рядового портрета Ильича открылась в 2013 году, когда его принесли на реставрацию в академию имени Штиглица. Оборотная сторона была закрашена гуашью. Уже это насторожило. А когда сделали рентгеновский снимок – это обязательная процедура перед реставрацией – удивлению не было предела.

Татьяна Поцелуева, профессор кафедры живописи и реставрации: «Голова Ленина, и вдруг мы видим, что под кепкой проявляется на рентгене лицо Николая. Ошеломило это исследование».

Под слоем краски был спрятан парадный портрет Николая Второго кисти Ивана Галкина. Художник написал его в 1896 году. Искусствоведы пришли к выводу: монарх позировал в мундире лейб-гвардии гусарского полка, том самом, в котором венчался на царство. А под слоем серой гуаши последнего российского самодержца скрыл художник Владислав Измайлович. Вождя мирового пролетариата на тыльной стороне холста он изобразил, видимо, из экономии. 1924 год, в молодом Советской Союзе страшный дефицит всего. Впрочем, у искусствоведов есть своя версия.

Александр Карпов, доцент кафедры искусствоведения академии имени Штиглица: «Пока не понятно, в какой момент произошло вот это закрашивание, сокрытие, но вместе с тем и спасение. И Измайлович, по сути, использует Ленина, как оберег».

До революции школа №206 была под покровительством царской семьи. И портрет здравствующего самодержца висел на почётном месте. Когда власть поменялась, императора сменил Ленин. Но даже когда в 70-х годах кто-то из школьников случайно порвал полотно, и часть краски на обороте отвалилась, никто не догадался, что это – парадный портрет Николая Второго.

Дело не в том, что Владислав Измайлович изобразил Ильича на другой картине. Многие художники так до сих пор делают. Вопрос в  другом: почему советский художник сохранил портрет императора. Его ведь за это могли расстрелять. Но, сам того не подозревая, Измайлович создал новое, уникальное произведение искусства. Николай Второй и Ленин: два непримиримых врага спина к спине. Тут есть над чем подумать.

Руководство академии голову ломает над другим вопросом: где будет выставлено полотно? Ведь на реставрацию отдали картину, которая особой художественной ценности не представляла. А теперь это – произведение искусства.

Алексей Абакумов, руководитель департамента внешних связей академии Штиглица: «Вернётся ли эта картина в школу или переедет ещё куда-то? По крайней мере, наши специалисты считают, что картина достойна храниться в лучших музеях России».

В какой музей отдадут картину – пока не ясно. Известно одно: висеть на стене она точно не будет. Специально для неё заказана особая рама. Чтобы зрители могли видеть оба портрета.



Последние новости

21:25
21:23
21:18
21:01
20:42
20:27

Сейчас читают