Дальневосточный гектар стал объектом внимания археологов

На землях, предназначенных под реализацию федеральной программы, обнаружили стоянки древнего человека. Учёные насчитали почти 2 000 памятников.

Перейти в Дзен Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »

И тут возникла проблема: если раздача участков под сельхоздеятельность продолжится, следы эпохи мезолита, раннего железного века и средневековья  будут попросту распаханы и засеяны. Что, конечно, для хозяйства прибыль, но для истории - потеря. Как совместить несовместимое, пытался понять наш корреспондент Алексей Збарский.

Историко-культурный аспект раздачи дальневосточных гектаров стал предметом особого внимания. Два жителя Хабаровска попытались оформить на себя участки на окраине нанайского села Сикачи-Алян, на которых находятся петроглифы – уникальные рисунки на базальтовых валунах, которые датируются 8-10 веком до нашей эры. Петроглифы Сикачи-Аляна имеют статус памятника федерального значения, они внесены в предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО. Туристический поток не иссякает даже зимой, и интерес к этим участкам понятен. Впрочем, те, кто рассчитывал их получить ничего не нарушали.

Алёна Туева, начальник отдела земельно-инвестиционной политики администрации Хабаровского муниципального района: «Выяснилось, что произошел сбой при выгрузке информации из базы данных, и те участки не окрасились в серый цвет, что означает «нельзя»».

В итоге заявителям отказали. Земли, где находятся подобные исторические и культурные объекты не подлежат раздаче. А появление их в базе данных – симптом «болезни роста» упрощённой раздачи земель на Дальнем Востоке. Аналогичная ситуация произошла и в Приморском крае – там местный житель едва не получил землю в самом сердце заповедника.

В появлении подобных недочётов можно углядеть и положительный аспект – ведь это означает, что население проявляет активный интерес к получению дальневосточного гектара. И как раз, чтобы было время исправить подобные проблемы, закон вступает в силу постепенно – напомню, сейчас реализовать своё право на гектар могут только жители Дальневосточного федерального округа, население остальной России сможет это сделать в будущем году. А уже в ближайшие дни Госдума рассмотрит первые поправки к законопроекту, которые в том числе уточняют перечень земель, не подлежащих раздаче. Однако, как быть с реликвиями, скрытыми под толщей раздаваемой земли? Сахалинские археологи столкнулись с проблемой, которая пока не нашла разрешения. Дело в том, что упрощённая схема не предполагает исторической и археологической экспертизы.

Вячеслав Грищенко, заведующий учебным археологическим музеем Сахалинского госуниверситета, кандидат исторических наук: «На Дальнем Востоке под «дальневосточный гектар» не надо проводить государственную историко-культурную экспертизу, а в остальной России надо при выделении земельных участков. И наши опасения заключаются в том, что при выделении земельных участков без какой-либо экспертизы, без осмотра археологов приведёт к тому, что мы утратим те объекты, о которых мы не знаем».

Для Сахалина вопрос особенно актуальный, потому что так называемый «культурны слой» залегает здесь неглубоко. Любое строительство, даже малоэтажное может его попросту уничтожить. Счёт известным стоянкам первых людей на Сахалине идёт на сотни, сколько их ещё, и что они скрывают – может остаться неизвестным навсегда.

Александр Василевский, директор научно-исследовательского института опережающего развития Сахалинского госуниверситета, доктор исторических наук: «Кто ж вот это защитит?! Почему законодатель не предусмотрел этого? Вот эта территория говорит – «Будь осторожен», красная территория говорит – «Стой, дальше без специалиста нельзя»».

Учёные настаивают на дополнительной проработке вопроса. Они уверены, что уже сейчас необходимо не только исключить из раздачи те участки, на которых подтверждены археологические находки, но и определить территории, где нахождение таких объектов только предполагается.



Последние новости

18:01
17:42
17:31
17:18
17:04
16:45

Сейчас читают