Ровно 85 лет назад в Москве прогремел взрыв, который буквально потряс всю Россию. В сердце столицы уничтожили Храм Христа Спасителя. Над уникальным собором трудились 44 года.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Лучшие мастера того времени - скульпторы, архитекторы, художники - считали за честь работу над созданием кафедрального собора. Ведь возводили его в честь победы русского народа над Наполеоном. Ксения Игнатова - о возрождении храма.
Два взрыва в полдень ровно 85 лет тому назад - и главная святыня православных Российской империи, белокаменный Храм Христа Спасителя на долгие годы уйдёт в прошлое. Всё, что останется от него - чёрно-белая хроника и несколько памятников, которые через много лет обязательно вернутся на законное место. Среди них мраморный патриарший трон, хранившийся в Александро-Невской Лавре до самого восстановления храма, шесть полотен кисти Василия Верещагина, ставших экспонатами ленинградского музея атеизма, и чудом уцелевшая икона, написанная художником Евграфом Сорокиным.
Михаил Рязанцев, протоиерей ключарь Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя: «Настоятеля Храм Христа Спасителя обновленческого митрополита Александра Введенского пригласил к себе Луначарский и сказал, разрешил взять что-то на память об этом храме. И долгое время, практически до самого воссоздания этого храма эта икона хранилась у них в семье».
Причём, потомки священника обнаружили артефакт случайно, разбирая домашний хлам, среди которого икона пролежала все эти годы. До нас дошли даже части храма, уцелевшие после взрывов и попавшие в Третьяковскую галерею, - фрагменты алтарной фрески "Тайная вечеря" и куски мраморных досок с именами воинов, павших в боях с Наполеоном. Ведь храм возводился именно в память о погибших в Отечественной войне 1812-го года. Однако его появление сопровождала городская легенда - якобы игуменья женского монастыря, который снесли ради грандиозного проекта, то ли прокляла это место, то ли предрекла храму печальную судьбу.
Михаил Рязанцев, протоиерей ключарь Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя: «И когда она покидала этот монастырь, перед тем, как его разобрать, она произнесла просто несколько слов в адрес будущего храма: бедный, не долго ему здесь стоять».
Так и вышло: столь мощный религиозный символ, да еще буквально в нескольких шагах от Кремля, не мог не раздражать руководителей Страны Советов. Личным распоряжением Сталина было решено подготовить площадку под сооружение, более подходящее новой эпохе тотального атеизма.
Андрей Баталов, доктор искусствоведения, заместитель генерального директора Музеев московского Кремля: «Его снос имел не градостроительное значение, как, например, оправдывали снос Сухаревой башни, а имел символическое значение для большевиков. Вместо храма, который, в общем-то, воплощал идею Москвы как христианской столицы Российской империи, должен был быть построен Дворец советов, за которым шла совершенно другая аксиология».
Но ни коммунистический дворец, ни открытый бассейн здесь не прижились. И в конце двадцатого века над Москвой-рекой вновь вырос ослепительно белый силуэт.
Историки и служители храма говорят, что в современной версии воссоздан не просто первоначальный вид Храма Христа Спасителя, а именно тот, что должен был получиться по задумке архитектора Тона. Например, те самые знаменитые горельефы, из-за которых чуть не переругалось профессиональное сообщество. Их восстановили не в белом варианте, как это было, а в бронзовом - именно такое исполнение и подразумевалось в чертежах художника.
Над правопреемником старательно трудились, не отступая от дошедших до наших дней документов, так что можно смело сказать: над Москвой рекой величественно возвышается тот самый Храм Христа Спасителя.
86%
1.27 110.49
1.62