Увидеть красоту самых простых вещей. В «Ленинград-центре» открылась выставка картин художника Юрия Пенушкина. 40 полотен, на которых так точно передан весь колорит и быт русской жизни: баня у реки, застолье или натюрморт из свёклы.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Юрий Пенушкин уже давно живет за границей, но родные места и людей помнит до мельчайших подробностей. К прекрасному приобщился и наш корреспондент Максим Уразаев:
Если женщина, то после бани. Если натюрморт, то со свёклой. Более русского современного художника, чем Юрий Пенушкин, и представить сложно. И по манере письма – знаменитая на весь мир ленинградская школа живописи, и по набору тем. Он давно не живет в России, но русский быт, даже его обыденность - все то, что его волнует, собрал в галерее «Ленинград Центра». Академически прописанный самовар на столе, посетители пивной или половики на бельевой веревке – рядовые явления провинции под кистью Пенушкина становятся особенными, почти сказочными.
Настолько простые предметы изображает Юрий Пенушкин, что, казалось бы, они не должны привлекать внимание художника. Вот, вобла на столе. Или лето в деревне. Или вот огород в Горушке. Это, к слову, не просто деревня, там у Юрия Пенушкина дача. Он давно живет в Париже, но Горушку не забывает.
Юрий Иванович меня поправляет: не дача в Горушке, а изба. Несмотря на солидный возраст, Пенушкину за 80, он иногда выбирается в далекую деревню Новгородской области – ведь там его корни, а еще именно там в свое время подсмотрены самовар, речка и пышные красавицы, в одних валенках выходящие из бани.
Юрий Пенушкин, художник: «Изба моя стоит на озере, поэтому и бани наблюдались на натуре. И вообще все в пленэре. Там бани стоят прямо на воде, и женщины выходят из бани распаренные, набирают воду и заходят обратно. Я писал этот пленер в кустах и все это наблюдал. Это такое чудо русское чудо».
Свою непосредственную причастность к русскому чуду подтверждает супруга Пенушкина, тоже, кстати, художник. Среди распаренных новгородских девушек есть и она, но это слишком личное.
Лариса Густерина: «В смысле обнаженных? Ну я-то знаю, где я! Когда я была молодая, он все время меня писал, и это осталось у него в голове. Не позировала ему, он в голове все представляет, он может с закрытыми глазами писать, таких художников я не знаю».
Таким, как сейчас в Петербурге, художника не знал и не видел никто, хотя работы Пенушкина есть и в Русском музее, и в петербургском Манеже, и многих других музеях мира. Но «Ленинград Центр» впервые выставил художника в новом свете.
Игорь Полторак: «Благодаря специальному свету создается эффект ажура, как будто картина подсвечена изнутри, она будто светится изнутри. Этот свет позволяет нам акцентировать внимание на тех деталях, которые художник создал, но которые не видны невооруженным взглядом».
40 работ Юрия Пенушкина можно рассмотреть во всех деталях. И почти все – купить. Кроме вот этой. Это ранний автопортрет. Написан еще студентом Пенушкиным. Он не продается. Остальные полотна везти во Францию или возвращать в частные коллекции не придется. Судя по интересу к картинам, раскупят всё.
86%
1.90 107.43
1.35