Долгая и нелёгкая судьба российско-эстонской границы

| Обновлено: 602 0

Эпопея с подписанием демаркационного договора между двумя странами длится уже почти четверть века. Упирается процесс в двойные стандарты, через призму которых, прибалтийский сосед смотрит на древний уже и потерявший силу документ. И вот, переговоры, кажется, вышли на новый виток…

Перейти в Дзен Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »

фото: rus.err.ee

«Подписать нельзя затягивать»

Знаменитая словесно-пунктуационная ловушка, в которой, в зависимости от предпочтений и желаний, каждый волен ставить запятую в нужном ему месте, давно завладела пограничным договором между Россией и Эстонией. 

Самому соглашению уже 77 лет. Подписано оно было 2 февраля 1920 года в Тарту (так наши прибалтийские соседи называют древний русский город Юрьев).


фото: bitbazar.ru

Советская Россия и отколовшаяся от бывшей Российской империи Эстония договорились жить мирно и, по возможности, дружно.


фото: baltija.planet.ee 


фото: lenta.co

Правда, уже через 20 лет эта бумага с красивыми гербовыми печатями никому стала не нужна. После очередного передела Европы Эстония вошла в состав СССР. Тартуские договоренности потеряли всяческий смысл.


фото: lenta.co

Учитывая, что в нашем непредсказуемом мире нет ничего постоянного, никто не удивился, что еще через полвека Эстония вновь оказалась сама по себе. Советский Союз развалился, бывшие республики уставшей державы одна за другой стали устраивать парады независимости.


фото: nvspb.ru


фото: stena.ee

Изумило другое: «свеженезависимая» страна достала из-под сукна бережно сохраненный Тартуский мирный договор. Тот самый, о котором все, кроме эстонцев позабыли.

Вокруг него стала строиться вся политика новейшей Эстонии в отношении новейшей же России.

В первую очередь сказалось это на подписании договора о границе между двумя странами. Готовить его начали еще в 90-е. Подписать не могут до сих пор.

Хитро вкрученная преамбула

Первый шанс начертить правильные и устраивающие всех линии на карте появился в 2005 году. Дипломаты обеих стран даже подписали соответствующий документ. Но во время ратификации его хитро отредактировали в эстонском парламенте: включили  преамбулу, не предусмотренную первоначальным текстом. Разумеется, это были ссылки на давно утративший силу Тартуский мирный договор 1920 года. По нему Эстонии отходила часть российской территории – Ивангород Ленинградской области и Печорский район Псковской области. Понятно, что после такого поворота официальная Москва свою подпись немедленно отозвала.


видео: Пятый канал

Сергей Середенко, правозащитник, создатель проекта «Русский омбудсмен Эстонии»: «Дело в том, что Эстония – специфическое государство. И нахальное государство, честно говоря. У нас ссылка на Тартуский договор зашита в Конституцию. То, чего себе не позволяет ни одна страна. То есть, Конституция Эстонии обязывает Россию, раз это конституция, признавать Тартуский мирный договор».

Начался настоящий политический цирк, который продолжается до сих пор. Сначала Таллинн целых семь лет, до 2012 года, не признавал своей вины в срыве подписания соглашения. Потом вроде согласился убрать скандальную преамбулу.

Но в 2014-м начался конфликт на Украине, и эстонские политики подняли антироссийскую истерию. Переговоры опять отложили.

С мертвой точки процесс сдвинулся совсем недавно. Эстонский парламент заявил, что готов подписать пограничный договор. Без всяких условий вроде возвращения «исконно эстонской земли в Печорском районе и вокруг Ивангорода». Но тут запротестовали националисты из Консервативной народной партии.


видео: Пятый канал

Март Хельме, председатель Консервативной народной партии Эстонии: «Мы не будем поддерживать ратификацию потому, что мы хотели бы получить от российской стороны твердое однозначное высказывание по поводу того, что мирный договор 20-года, и для России является таким документом исходя из которого, Россия на все века отказалась бы от всяких претензий к эстонской земле. Мы такое подтверждение до сих пор не получили».

Правда, голосов в парламенте у консерваторов маловато. Они сейчас в Рийгикогу (парламенте) в оппозиции. Но до голосования они, все же, надеются склонить на свою сторону патриотически настроенных депутатов из других партий. И нарастить почти потерянный электорат. Их оппоненты смотрят на это скептически и считают, что всплеск националистических идей – типичный ход перед скорыми выборами.


видео: Пятый канал

Владимир Вельман, депутат Парламента Эстонии от Центристской партии: «Это такая предвыборная риторика. Тема так поднимается. У нас осенью будут местные выборы, и эта тема будет опять мусолиться. На самом деле, все уже давно все поняли. И серьезные политики прекрасно понимают, что границ Эстонской республики в тех линиях, что были до 40-го года, не будет. Поэтому никто на это всерьёз и не претендует».

Однако, есть одна загвоздка, которая все может поставить с ног на голову. Эстонии, чтобы подписать Пограничное соглашение с Россией, придется менять свою Конституцию – убирать из нее ссылку на сакральный для республики Тартуский договор. Пойдут ли там на это – большой вопрос.


видео: Пятый канал

Сергей Середенко, правозащитник, создатель проекта «Русский омбудсмен Эстонии»: «Эстонцы умеют не только ждать, но и дожидаться. Не исключено, что расчет идет на то, что в какой-то изменившейся политической ситуации вот это отсутствие договора сработает им на руку, и они смогут эти территории прибрать, как «исконно свои».

Двойные стандарты по-эстонски

Понятно, почему Таллинн так цепляется за «Тартуский мир». В 20-м году Советская Россия, опасаясь интервенции со стороны Европы, щедро оплатила нейтралитет соседей: отдала часть Печорского и Ивангородского районов. Этот пункт договора эстонцам очень нравится. А вот о других они предпочитают сегодня помалкивать. Если почитать текст, там можно увидеть массу интересных деталей.


видео: Пятый канал

Вадим Мусаев, профессор кафедры международных отношений Института международных образовательных программ СПб ГПУ: «В частности, предполагался взаимный режим наибольшего благоприятствования и беспошлинное движение товаров. В том числе и российских товаров по территории Эстонии».

В реальности, не забывая размахивать Тартускими скрижалями, за евро-транзит Эстония до последнего времени успешно брала с России деньги. И деньги немалые. Забытыми оказались и пункты о создании благоприятного режима для деятельности российских коммерсантов, и о предоставлении льгот по фрахту судов.

 
фото: baltija.planet.ee

Много чего должна была получить и Эстония – например, выплаты золотом и сырьем. Впрочем, даже местные радикалы понимают, что урвать себе ничего сегодня не получится.


видео: Пятый канал

Март Хельме, председатель Консервативной народной партии Эстонии: «Конечно, там есть такие статьи, которыми сегодня заниматься нет никакого смысла. Мы не будем получать золото от России или какие-то концессии на лес. То все уже прошлое. Но этот юридический нюанс, касающийся продолжения Эстонии как независимого государства, которое было 50 лет с нашей точки зрения оккупировано, суть дела».

Еще одно условие «Тартуского мира» грубо нарушается прямо сейчас: закрепленный в Конституции Эстонии договор не предусматривает нахождение на её территории иностранных войск. А их сегодня в республике пруд пруди. 25 марта, например, разгрузился эшелон с боевой техникой для французского контингента международного батальона НАТО.


видео: Пятый канал

Вадим Мусаев, профессор кафедры международных отношений Института международных образовательных программ СПб ГПУ:  «Если исходить из того же договора, то получается, что войска НАТО – американские и прочие – не могут находиться на территории Эстонской республики. То есть, если добиваться исполнения этого договора, то для Эстонии это будет палка о двух концах».

Кстати, по большому счету, в 2004 году в НАТО Эстонию принимать тоже не имели права. У этой страны были и до сих пор имеются нерешенные территориальные проблемы. С Россией. Наши соседи, как уже говорилось, по-прежнему претендуют на часть Печорского района и Ивангород с окрестностями. Но североатлантический альянс свои собственные правила нарушил и закрыл на все глаза.


видео: Пятый канал

Март Хельме, председатель Консервативной народной партии Эстонии: «О землях сейчас практически не говорят. О Тартуском мирном договоре говорят как о документе, на котором основана преемственность Эстонского государства. Здесь суть дела не в землях и не в людях, которые там проживают».

Ещё один шанс

Пока, эстонский парламент в очередной раз занял выжидательную позицию. Уже объявлено, что договор о границе депутаты Рийгикогу ратифицируют только после того, как его одобрят в российской Госдуме. И не раньше.


видео: Пятый канал

Владимир Вельман, депутат Парламента Эстонии от Центристской партии: «Мы ожидаем, что в ГД он пройдет хотя бы первое чтение и мы, со своей стороны, согласны, если не синхронно в один день, то так быстро, как только это будет возможно, принять решение. Учитывая горький опыт, когда первый вариант договора из-за пресловутой преамбулы был отвергнут Россией, чего и следовало ожидать».

Придумают ли местные парламентарии еще какую-нибудь каверзу, чтобы протащить нужный им пункт в договор о границе, пока неизвестно. А вот тем жителям Эстонии, которые критически осмысливают Тартуский договор, похоже, пора готовиться к неприятностям. Совсем недавно министр юстиции Урмас Рейнсалу предложил ввести проверку на лояльность для соискателей гражданства республики. Тому, кто не скажет на экзамене про «советскую оккупацию» и «отобранные Россией исконные эстонские территории вокруг Печоры и Ивангорода», тем паспорта предлагается не выдавать.

Игорь Максименко



Последние новости

5:55
5:50
5:31
5:13
4:55
4:36

Сейчас читают