29 июня 2007 года — ровно 10 лет назад — жизнь человечества изменилась навсегда. «Айфон» — стал, по сути, первым смартфоном, какими мы их знаем. Взрывающиеся аккумуляторы, неизвестно куда отправляемые геоданные, телефонозависимость, заоблачные цены, маркетологические уловки — несмотря на всё это миллионы людей каждый день идут в добровольное рабство «надкушенного яблока». Жизнь изменилась. Но к лучшему ли?
Фото: flickr.com
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
«Гений свободы» или «поработитель мира»?
Фото: Imperor.net
Круглые очки, чёрная водолазка, добрый и слегка лукавый взгляд. Словно спаситель он с полутёмной сцены нёс людям «новую свободу». Это лицо знали миллионы. Миллионы провозглашали:
«Он гений!»
И да, он и был гением! Гением от бизнеса! А в бизнесе – свободен только хозяин!
«Ребята, вы чуть не угробили себя, работая над этим дизайном, но мы собираемся изменить его. Мы собираемся работать по ночам и выходным, если хотите, мы можем раздать вам пистолеты, чтобы вы могли пристрелить нас прямо сейчас», – таким заявлением Стив Джобс ошарашил одну из групп своих разработчиков, когда незадолго до новой громкой премьеры очередной модели гаджета, решил выбросить в мусорную корзину уже готовый дизайн.
Он создал «Apple» из ничего! Без него «Apple» чуть не ушёл в забвение! И только он смог его возродить! Именно поэтому, он был в своей/не своей/снова своей корпорации настоящим богом! И слово его было – закон! Но история не о Джобсе. О Джобсе не писал только ленивый. История об «Айфоне» – золотом тельце XXI века.
Случайное изобретение и начало скандалов
Да, «Айфон» действительно был случайным изобретением.
Нет, когда-нибудь, кто-нибудь, конечно же, догадался бы сделать коммуникатор без кнопок. Но идей, как это часто бывает, пришла по наитию…
«Скажу по секрету. Вообще-то я начал с планшета. У меня появилась идея избавиться от клавиатуры, чтобы можно было печатать прямо на стеклянном дисплее. И я поинтересовался у наших ребят, можем ли мы предложить такой стеклянный дисплей. На котором можно было бы печатать, просто положить на него руки и печатать. Я подумал: «Бог мой, да мы можем сделать из этого телефон!» – делился потом Стив Джобс.
Тогда же и разразился первый скандал. Когда прототип был готов к запуску в серию, оказалось, что права на торговую марку «iPhone» принадлежат американской же компании «Cisco». Но в «надкушенном яблоке» на этот факт просто наплевали и объявили старт продаж. Это уже потом были суды и секретное соглашения между двумя промышленными гигантами. Сумма отступных покрыта завесой тайны до сих пор.
Цензура в «Айфонах»
Фото: Hal9va.3dn.ru
С тех пор скандалы, кажется, стали неотъемлемой частью бренда «Айфон».
Следом выяснилось, что Джобс и его «Айфон» своеобразные гонители свободы.
Художника и лауреата Пулитцеровской премии Марка Фьоре угораздило стать автором серии карикатур, высмеивавших политику Джоржа Буша младшего. Тут-то и выяснилось, что в «Айфонах» на программном уровне заложен алгоритм цензуры, управляемый вручную! По всему интернету популярные карикатуры разлетались как горячие пирожки, а через браузер «яблока» найти их было невозможно. Джобсу пришлось оправдываться. И не в последний раз. Но, возможно, такая реклама – тоже реклама…
Маркетологический крючок
Фото: flickr.com
«Быть модным, быть популярным, быть в тренде…» – словно заклинание для «яблокофилов». Корпорация «Apple», конечно же, как и положено, держит в секрете информацию о статьях на рекламные расходы. Но группа независимых социологов в США провела аналитику присутствия «Айфонов» в голливудских фильмах. Оказалось, что заветную трубку, как на подбор держат в своих руках исключительно положительные и успешные персонажи. Причём, логотипом на камеру и крупном плане. А вот даже самого старенького и потрёпанного «айфончика» вы не увидите у нищего, неудачливого или отрицательного персонажа. Продактплэйсмент делает свою дело. Очереди выстраиваются в день премьеры новой модели у магазинов, «мама, ну, купи!» – разносится по округе. И всё это, несмотря на кучу технических минусов, заложенных в «яблокофонах» изначально.
«Недозревшие и подгнившие яблоки»
Не будем перегружать материал техническими данными.
Во-первых, они все есть в открытом доступе.
Во-вторых, «яблокофилы» с нами всё равно никогда не согласятся. Да и не стоит у нас цель их переубедить.
Они вполне готовы мириться с тем, что
-
к большинству моделей по Bluetooth невозможно подключить ничего кроме «яблочной» же гарнитуры, без применения внешних и, зачастую, платных утилит
что их любимец не умеет распознавать самый популярный формат видео AVI, и опять нужен, как правило платный, конвертер
что «айфон» или «айпад» невозможно подключить к интернету через кабель или USB-модем
невозможно сбросить в гаджет фотографии или данные с флэш-карты – под неё просто нет гнезда
не заменить аккумулятор без полной разборки аппарата в сервисном центре
Остановимся на маркетологических уловках, которые лишают свободы, опустошают кошелёк пользователей, зато наполняют карманы производителей.
-
На старой модели «Айфона» практически невозможно обновить ПО. Даже если аппаратные характеристики это, вроде бы, позволяют. А на старое ПО невозможно установить новые приложения. Хочешь модный и современный мессенджер – раскошеливайся на новую модель.
Постоянно изменяющиеся разъёмы для зарядки, подключения к ПК и даже нестандартные гнёзда для наушников – тоже не спроста. В то время, как все производители разъёмы стараются унифицировать, «Apple» стоит на своём. И это выгодно – если вы купите новую модель – придётся обновить зарядные устройства для машины, офиса, все переходники… И так, доллар за долларом, цент за центом…
Слишком уж плавное обновление – тоже залог финансового успеха «яблочного производства». Во времена Джобса новые модели отличались от старых разительно, прогресс был на лицо. За это многие были готовы раскошелиться. Но люди привыкли и не заметили, как времена изменились. Теперь разница между моделями до смешного мала. А вот разница в цене между «шестёркой» и «семёркой» подобна пропасти. Но тех, кто давно сидит на «яблочной игле» это не смущает.
«Король» умер… Что дальше?
Но, всё это мелочи, на фоне волны несчастных случаев последних лет. Начиная где-то с пятой модели, уже после смерти Стива Джобса, «Айфоны» начали самовоспламеняться и взрываться.
Видео youtube.com/Kary Bu
Корпорация «Apple» предлагала целый ассортимент объяснений чуть ли не для каждого конкретного случая, приносила официальные извинения, опровергала и судилась, признавала и выплачивала компенсации, отзывала партии с рынка… Но всё это говорит лишь об одном – после смерти Джобса, компания начала выпускать на рынок «сырой» недоработанный продукт. А Джобс… Джобс стал для «Apple» своеобразным рекламным постером, товары под которым, ещё долго будут покупать несмотря ни на что…
Фото: appls.me
iPhone «стучит» на вас «большому брату»
Вот сколько угодно можно смеяться на над «паранойей всемирного заговора», но факты – вещь упрямая и против них не попрёшь. Ещё в ноябре 2014 года Министерство обороны России наложило вето на присутствие «Айфонов» у военнослужащих на территории частей. В ведомстве в комментариях по поводу запрета тогда были лаконичны. Зато эксперты пролили свет на решение военных.
«Предположение о том, что Apple активно работает на минобороны США, имеет под собой основания. Как правило, системы шифрования, подобные той, которую использует Apple, предоставляются производителям, работающим с минобороны», – пояснил ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
«Уже в 5-м iPhone появился процессор М7, который собирает статистику по перемещениям аппарата — таких «фишек» в смартфонах на Android пока не было замечено. Существуют разработки, которые в теории могут позволить отрисовать внутренние планы помещений, в которых никто, кроме допущенных лиц, никогда не был. Если много человек с iPhone заходят в какое-то помещение, теоретически появляется возможность отрисовать его внутренний план с более-менее точным позиционированием. Это реальная угроза, поэтому решение военных имеет под собой основания», – добавляет Независимый эксперт Михаил Романов
«Айфоновая» изоляция
На фоне всего этого, психологический и социальный аспекты, наверное, немного блекнут, но всё равно остаются. Первый в мире смартфон обещал дать нам свободу, а в итоге поработил. Вспомните об этом, когда как-нибудь вечером просидите весь ужин с близким человеком, не перекинувшись и словом и не оторвавшись от дисплея.
«Происходит то, что я называю феноменом совместного одиночества. Оказалось, что технология нас изолирует. Это машина мечтаний: вас завораживает тот мир, который находится на этих маленьких экранах», - рассказывает социолог Шерри Теркл.
Исследования показали, что мы, похоже, стали зависимы от своих телефонов. Вместо того, чтобы кому-то позвонить, мы отправляем ему сообщение. Вместо того, чтобы собраться с друзьями и рассказать о своем отпуске, мы выкладываем фотографии в соцсети. Это сокращает время личного взаимодействия, к которому мы все стремимся, как социальные существа. И мы становимся рабами своих смартфонов, первым из которых был «Айфон». «Айфон» в руках улыбчивого человека в чёрной водолазке на полутёмной сцене.
«Добро пожаловать в новый век!»
Фото: Пятый канал
Анна Долгарева
86%
0.46 106.08
0.27