Реформа ритуальных услуг: безопаснее, дешевле, честнее

| Обновлено: 2 248 0

В России стартует реформа системы ритуальных услуг, призванная приструнить «похоронную мафию». Похороны без колоссальных переплат, без сбора кипы документов и толпы стервятников-агентов вокруг гроба усопшего — вот основная цель нового поручения президента. По данным правительства, оборот «серого» ритуального бизнеса в России составляет 120-150 миллиардов в год. И всё это — за счёт безутешных родственников, которые не знают реальных цен и часто переплачивают в десять раз. Однако теперь система ритуальных услуг перейдёт под бдительный контроль государства.

Фото: kinopoisk.ru

Перейти в Дзен Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »

«Одно окно» для всех

При реформировании «похоронной системы» в нашей стране планируется использовать опыт столицы. В Москве государство предоставляет комплекс похоронных услуг по принципу «одного окна». Это означает, что человеку, который хочет отправить родственника в последний путь по всем правилам, но без пафоса, не нужно совершать ни одного лишнего действия. Достаточно обратиться за пакетом госуслуг, куда всё уже включено.

Если вы пойдёте на поводу у агентов коммерческой конторы, в руках у вас окажется длинный прайс с довольно высокими ценами – что называется, «за каждый чих». Обмывание тела, макияж, фиксация челюсти, облачение в похоронную одежду, уложение тела в гроб, убранство гроба – всё это отдельные пункты прайса, каждый со своей стоимостью. Принцип «одного окна» предполагает оказание комплексной услуги «от и до». Стоимость государственных похорон укладывается в 16 тысяч – что в два с лишним раза меньше самой низкой стоимости похорон в коммерческом ритуальном агентстве.

Фото: globallookpress.com

Кроме того, учитывая интерес народа к «сладким местам» на погосте, президент предлагает организовать коммерческие кладбища. Не секрет, что многие стараются резервировать приглянувшееся место заранее. Однако государством такая услуга не предусмотрена, и это даёт возможность агентствам злоупотреблять «дырой» в законе по полной.

Впрочем, злоупотреблений в ритуальном бизнесе столько, что порой становится страшно. Так, в середине июня 2017 года ритуальщики устроили настоящую потасовку у морга городской клинической больницы № 79 в Москве. Как выяснилось, сотрудники похоронных агентств в буквальном смысле дрались за клиента – точнее, за его тело.

По информации Пятого канала, родственники усопшего сначала пошли в коммерческую контору. Там за похороны запросили 70 тысяч рублей. После этого москвичи обратились в городскую службу, где те же услуги оценили в десять раз дешевле. После того, как предпочтение было отдано государственной конторе, сотрудники коммерческого агентства пришли на разборки прямо к моргу.

Видео: Пятый канал

И это один из немногих случаев, когда «битва за гробовые» получила огласку.

Хованское побоище. Битва за могильную «кормушку»

Пожалуй, самым громким и резонансным «кладбищенским» делом за последние годы стала массовая драка на Хованском кладбище в Москве. Впрочем, «дракой» в прессе это событие практически не называют – обычно используется формулировка «побоище». Год назад, в мае 2016 года на самом крупном кладбище столицы произошла настоящая битва, которую можно было бы назвать средневековой, если б некоторые её участники не применяли травматическое и огнестрельное оружие.

Скрин: youtube.com

Субботний день 14 мая на кладбище шёл своим чередом. В местном храме отпевали сразу шестерых усопших, люди собирались хоронить родных. Около 12:30 покой Хованского кладбища был нарушен. Почти к самому храму подъехали несколько десятков человек, все – уроженцы Кавказа. Как рассказал тогда Пятому каналу разнорабочий Абдулла Мирзоев, людей было много, и все – с оружием.

Крепкие молодые люди сразу направились к местным рабочим. С определённых пор здесь трудилась целая диаспора мигрантов из Таджикистана. Делали всё – от уборки мусора до помощи в похоронах. Общение представителей двух этнических групп началось со слов, но это оружие оказалось явно неэффективным – и в ход скоро пошли камни, лопаты, биты, травматика и огнестрел. Позже следователи нашли на месте бойни брошенный кем-то автомат Калашникова и стреляные гильзы.

Скрин: youtube.com

«То, что происходило прямо перед храмом – это было ужасно. Это была битва камнями, и стреляли, падали, добивали на глазах», – Так субботнее побоище вспоминает пожилая женщина Надежда. Она в этот майский день помогала в церкви.

Всего в схватке, по данным полиции, принимали участие около 200 человек. Трое были убиты, все погибшие – выходцы из Таджикистана. Молодого 19-летнего мигранта Сухроба Хушакова, раненного в драке, земляки пытались спасти своими силами. Но ничего не вышло – парень скончался. Тридцать человек оказались в больнице с тяжёлыми травмами.

Побоище продолжалось недолго, довольно быстро на место разборок прибыла полиция. ОМОН оцепил всю территорию кладбища, простых граждан, приехавших на похороны, выставили за границу погоста. Своих покойников москвичам пришлось везти в этот день обратно.

После битвы правоохранители задержали 112 человек. В данный момент ведётся следствие по делу, в котором всего 16 главных фигурантов.

Изначально основной версией сыщиков был передел сфер влияния между двумя этническими группами. Хованское кладбище – на редкость аппетитный пирог для тех, кто занимается «кладбищенским бизнесом». Его территория – без малого 200 ГА, могил и склепов там просто бессчётное количество. Обслуживание такого огромного некрополя – очень прибыльное дело.

Фото: flickr.com

Однако позже всплыли более интересные факты. Среди задержанных 14 мая оказался и Юрий Чабуев, начальник территориального отделения ритуального обслуживания №3 ГБУ города Москвы «Ритуал». С первых минут задержания Чабуев заявил, что он не только не причастен к массовой драке, но даже пытался её остановить, вызвав полицию. Сыщики, впрочем, «гробовщику» не поверили и оставили его за решёткой.

Позже Следственный Комитет ввёл в разработку основную версию, согласно которой Чабуев при участии сотрудника ППСП ОМВД Никиты Мошенко, Александра Бочарникова и лидера общественной организации «Здоровая нация» Георгия Макарьева решил «выбить» прибывших из Средней Азии мигрантов со «своей» территории – слишком уж не хотелось им делиться местом у кормушки.

Фото: flickr.com

В данный момент дело составляет уже 100 томов. Обвинения главным фигурантам были предъявлены только в конце марта, при этом, личности 80 участников бойни до сих пор не установлены.

Интересно, что в этой истории есть и «второе дно». В начале июня полиция задержала одного из предполагаемых лидеров таджикской мафии – Лутфулло Мухамадиева. По данным правоохранителей, он принимал участие в побоище на Хованском кладбище и именно «под ним» находились многочисленные мигранты из Таджикистана и Узбекистана, работающие на московских рынках, кладбищах и в других «жирных» местах. Так что говорить, будто местная кладбищенская группировка напала на беззащитных мигрантов, тоже нельзя. Другое дело, что в подобных стычках страдают и гибнут лишь «рядовые».

Кладбище – чтобы платить за всё

Могильная мафия и масштабные битвы с жертвами – это, конечно, самая яркая часть данного бизнеса, но отнюдь не единственная. Гораздо чаще случаются мелкие неприятности, от которых страдают обычные люди. Всё, конечно – на почве денег и жёсткого раздела территории.

Несколько месяцев назад пятидесятилетний житель Петербурга Алексей хоронил дальнего родственника. Несмотря на родство уровня «седьмая вода на киселе», Алексей решил сделать всё как следует: оформить могилу, поставить памятник, фундамент залить бетоном. Именно с фундамента, как полагается, петербуржец и начал.

Фото: globallookpress.com

Дело происходило в Московском районе Петербурга, на Южном кладбище. Алексей поинтересовался у «местных» сколько же будет стоить заливка фундамента. Сумму рабочие назвали безумную – почти 15 тысяч. Петербуржец только посмеялся и от услуг работников кладбища отказался, заявив, что его знакомые сделают всё значительно дешевле.

Те только развели руками. А ещё – пообещали, что долго такой фундамент не простоит. И действительно, через несколько дней после заливки Алексей обнаружил, что бетонная коробка расколота. Виновников искать не стали.

Впрочем, если вам хотя бы дали нормально закопать родственника – это уже хорошо. Бывает, что ради извлечения дополнительной прибыли родственникам усопшего могут «подложить свинью» и прямо в землю. В таких случаях, вместо свежей могилы покойника кладут в чужую старую, давно заброшенную. «Подзахоронение» стоит раз в пять дешевле, однако о том, что в могиле уже есть «жилец», родственников покойного не извещают – и дерут по полной.

Такой тип мошенничества был замечен, например, три года назад в Астрахани. Гробы, которые клали в чужие могилы, закапывали очень неглубоко – сантиметров на 20. И в скором времени их просто откапывали собаки.

Фото: globallookpress.com

Есть и другие типы «подзахоронений» – например, можно разбить третью могилу на участке для двух или положить взрослого в детскую могилку. Всё это приносит очень ощутимый доход кладбищенским мошенникам.

Но самый простой тип мошенничества в этой сфере – продажа мест на кладбище. В соответствии с ФЗ «О погребении и похоронном деле», кусок сырой земли на погосте каждому гражданину России выделяется бесплатно. Но не все об этом знают – чем и пользуются предприимчивые «могильщики», продавая бесплатное место за хорошие деньги.

Пациент жив, но это временно

Работникам кладбища, сотрудникам ритуальных служб и прочим «стервятникам» всегда идёт на руку глубокий стресс, в котором пребывают их клиенты. Очень часто, особенно в крупных городах агент ритуальной службы появляется на пороге дома буквально через десять минут после того, как человек умер. Общаться с душами мёртвых эти люди не умеют – они просто знают, кому заплатить, чтобы получить нужную информацию. За определённый процент дохода чёрные вести агентам сливают медики и сотрудники полиции.

Фото: globallookpress.com

Случается, что особо быстрые агенты опережают даже врачей «скорой помощи» – если информация была «продана» сразу после звонка безутешных родственников. В некоторых случаях больной может быть даже жив. Так обычно происходит, когда «скорая» едет к тяжелобольному. СМС с адресом врач скидывает агенту сразу. Если сотрудник ритуальной службы очень хочет получить заказ, он не будет сидеть сложа руки, а поедет на место. И подождёт, пока «клиент» отойдёт в мир иной. Или не отойдёт. В конце концов, ожидание «вхолостую» – тоже часть этого тёмного бизнеса.

Не все агенты честны и прямо говорят, что представляют ритуальную службу. На вашем пороге может появиться «социальный работник», «сотрудник собеса», человек из пенсионного фонда или другого «казённого дома», упоминание которого внушает трепет и безоговорочное доверие. На самом деле, конечно, к собесам эти люди не имеют никакого отношения – это всё те же агенты. А после того, как вы заключите договор, будет уже не важно, кем в первые минуты представились «импозантный мужчина» или «сердобольная тётушка».

Фото: globallookpress.com

Если вы не попались агенту на этом этапе – вас могут «заарканить» в морге. Интересно, что и медики «скорой помощи», и работники моргов часто пугают людей разными «сложностями», которые могут возникнуть у родственников при оформлении бумаг, если они откажутся от предлагаемых услуг.

А вот когда вы уже подписали договор с ритуальным агентством – готовьтесь, что дополнительную оплату будут брать с вас на каждом шагу. И совсем не факт, что услуги, за которые вы заплатили, окажут вам на должном уровне (или окажут вообще).

Маргарита Васильевна из Ставрополя хоронила осенью 2016 года одинокого родственника – троюродного брата мужа родной сестры. Ни сестры, ни мужа в живых не было уже несколько лет, поэтому пришлось взвалить печальную ношу на себя. Чтобы не тратить лишнее время на беготню, Маргарита Васильевна обратилась в ритуальную службу. Договор, кроме всесторонней обработки тела, включал также нанесение грима и облачение (стандартные процедуры).

Фото: globallookpress.com

Отправившись на скромные похороны, женщина забыла одежду, купленную для покойника. В результате, ей пришлось вернуться и чуть опоздать. Когда усопшего стали выносить, Маргарита Васильевна удивилась – а как же облачение? Заглянув в гроб, она увидела, что работники ритуальной службы, что называется, «не запаривались». Родственник был завернут в два больших чёрных мусорных пакета.

Ошарашенная женщина попросила всё же переодеть покойного.

«Отвернитесь», – попросили её бравые ребята с гробом.

Пошуршав полминуты, мужчины заявили, что всё готово. Учитывая трупное окоченение, которое сильно затрудняет облачение покойного, поверить в такую скорость действий было сложно. Ставропольчанка заметила, что принесённую ею одежду сотрудники агентства просто бросили на покойника поверх мусорного пакета, а сверху натянули покрывало. Но сил для споров у женщины больше не было.

Фото: globallookpress.com

В условиях, когда в стране нет единой системы «похоронных тарифов», нет стандарта ритуальных услуг, у коммерческих структур просто бесконечные возможности для злоупотреблений. Надавить на безутешного родственника, обмануть, ввести в заблуждение, ободрать как липку, наплевав на человеческое горе? Всё это – повседневность для многих ритуальных агентств. Но есть надежда, что после введения единых стандартов разгул «похоронной мафии» поубавится. В конце концов, у человека появится возможность проводить близких в последний путь без лишней суеты – по простой единой схеме, без обманов, кредитов и долгов.

Маргарита Звягинцева



Последние новости

7:27
7:16
7:02
6:57
6:36
6:17

Сейчас читают