«Эффект Че» — 90 лет Команданте Геваре

| Обновлено: 1 068 0

За 39 лет своей жизни он успел стать настоящим символом… Нет, не просто революции — свободы, независимости и смелости — олицетворением борьбы.

Фото: Архив Пятого канала

Перейти в Дзен Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »

Причём символом он стал не только там, где воевал и сражался, среди тех, кого вел за собой, за чью свободу боролся… Но и на западе, для которого он был настоящей занозой. Граффити с Че теперь можно с равным успехом встретить на улочках Гаваны, Минска или Кливленда… Те кто его ненавидел, проиграли, приказав нажать на спусковой крючок и сделав из Команданте «икону».

Аргентинец Эрнесто Рафаэль Гевара де ла Серна, похоже, не имел никакой другой судьбы — кроме как стать тем самым Команданте Че. Его жизнь не похожа на череду случайностей. Изучая биографию этого человека складывается ощущение, что он пришел в этот мир четко понимая «зачем». И «как». Судьба же благосклонно обеспечивала его людьми, которые подогревали обостренное чувство справедливости сильной и свободолюбивой натуры. Отец будущего Команданте говорил про сына:

«В его жилах течет кровь ирландских революционеров».

Команданте по сей день считают лидером и «отцом» многих наций. Феномен Че Гевары, безусловно, в первую очередь – заслуга его родителей. Отец Эрнесто Че Гевара – архитектор Эрнесто Гевара Линч хоть и не являлся общественным и уж тем более революционным деятелем, занимал при этом активную политическую позицию как ярый сторонник левых взглядов. Мать Команданте – Селия де ла Серна – многими историками и вовсе признана основоположницей феминистического движения в Аргентине.

Семья Эрнесто Че Гевары. Сам Эрнесто, его мать Селия, сестра Селия, брат Роберто, отец Эрнесто, брат Хуан-Мартин, сестра Анна-Мария. 1941 год.
Фото: архив Пятого канала

Родители Че были очень прогрессивных, для своего времени, взглядов. И, порою, бросали вызов общественным нормам и устоям, которые, по их мнению, противоречили принципам равенства.

«Своих детей я пытался воспитать всесторонне. И наш дом был всегда открыт для их сверстников, среди которых были и дети богатых семейств Кордобы, и рабочие ребята, были и дети коммунистов. Тэтэ, например, дружил с Негритой, дочерью поэта Каэтано Кордобы Итурбуру, разделявшего тогда идеи коммунистов, женатого на сестре Селии», – вспоминал впоследствии Эрнесто-отец.

Несмотря на свое буржуазное происхождение, будучи сторонниками идей равенства они установили «невиданные доселе» условия труда для своих подчиненных на чайной плантации, которая досталась им в наследство. Чета Гевара выплачивала рабочим зарплату вместо оплаты труда товарами – тем самым, по сути, отменив на всей территории порядки того времени, которые можно было вполне назвать крепостническими. Стараясь зарабатывать честно, семья нарушила «конкурентный паритет», сложившийся в округе, и навлекла на себя негодование соседних плантаторов. Дошло до того, что отцу и матери Че пришлось сменить место жительства.

Фото: архив Пятого канала

Они были ярыми сторонниками левых взглядов, а в своем доме часто принимали испанских мигрантов, бегущих от войны на родине. Свидетелем бесконечных разговоров с гостями о политике, войне и противостоянии угнетенных и был их старший сын. Тогда-то и начали формироваться взгляды борца и революционера Че.

Эрнесто Че Гевара, 1945 год
Фото: архив Пятого канала

Всем своим детям Гевара смогли дать высшее образование. Старший выбрал профессию медика, попросту «откосив» от службы в армии. Очень любопытный выбор пути, с точки зрения молодого человека, готового встать под знамена революции: лечить, но не стрелять. Эти самые знамена долго искать не пришлось – в Гватемалу участвовать в народном восстании Гевара едет как революционный врач. Там судьба преподносит Эрнесто одну из главных встреч в его жизни: с его будущей женой Ильдой Гадеа.

Ильда и Эрнесто, 1955 год
Фото: архив Пятого канала

Убежденная марксистка, экономист, активный член перуанской левобуржуазной партии. Женщина, которая вывела внутренний протест молодого революционера на новый уровень. Историки гадают, что Эрнесто привлекло в ней больше: женские качества, или натура решительного и смелого революционера. После этого знакомства будущего Че Гевару уже с уверенностью можно назвать убежденным марксистом. Ильда Гадеа – это еще один человек, которого можно назвать соавтором феномена «Че».

Че Гевара в горах Сьерра-Маэстра, 1958 год
Фото: архив Пятого канала

Куба. Это то место, где молодой Че Гевара получил возможности убедиться в том, что он на правильном пути – единственный способ вернуть права угнетенных – революция. Здесь пока еще марксист-теоретик получает возможность использовать свои знания на практике. Убедительный и харизматичный лидер с легкостью объединяет под знамена последователей на борьбу с тоталитарным режимом действующего президента Кубы – Фульхенсио Батисты. Куба – не его родина. Это не его война. Не его народ. Революция из принципа. Бесконечно преданный идее протеста врач с автоматом в руках проводит несколько очень успешных операций против кубинских правительственных войск сражаясь плечом к плечу с Братьями Кастро.

Эрнесто Че Гевара и Рауль Кастро, 1958 год
Фото: архив Пятого канала

Фидель очень уважает Че Гевару и его преданность идее. Команданте получает права урожденного гражданина Кубы, назначается на несколько самых ответственных государственных постов, в том числе: директора Национального банка и начальником департамента промышленности. Причём зарплату Че Гевара получает одну. От всех остальных причитающихся выплат он отказывается.

Симона де Бовуар, Жан-Поль Сартр, Че Гевара. Куба, 1960 год
Фото: архив Пятого канала

Гораздо более прагматичный Фидель поручает Геваре самые ответственные поручения – в том числе и представлять интересы Кубы на мировой арене. Он выступает с трибуны ООН, занимается налаживанием партнерских связей со «старшим братом» – дружественным СССР…

Визит Эрнесто Че Гевары в СССР, 1964 год
Фото: архив Пятого канала

Фидель Кастро деликатно транслирует комраду: революция победила. Революции больше не будет, теперь мы будем строить новое государство. Какое-то время Че Гевара продолжает выполнять свою работу – скорее из вежливости и уважения к своим союзникам. Но Команданте явно угнетают стерильные министерские кабинеты. Он все более отчетливо осознает, что его место – это палатка в партизанском отряде, джунгли и свист пуль. К тому же знакомство с Никитой Хрущевым разочаровывает марксиста. Советский социализм – это не то, что он представлял себе. Мысли об угнетенных народах и желание бороться за их права не покидают Команданте. Он так и не смог лично признаться Фиделю Кастро в своих разочарованиях. Чтобы не дать возможность соратнику попытаться его отговорить Че Гевара неожиданно «пропадает». Через какое-то время Кастро опубликовал записку, в которой Команданте сообщил, что уезжает в Боливию. Разумеется, чтобы примкнуть к революционерам и бросить вызов очередному тирану.

Че в Боливии, 1967 год
Фото: архив Пятого канала

Слава любимца фортуны – Эрнесто Че Гевара шла впереди него. Скрывать тот факт, что к повстанцам присоединился сам Команданте – долго не получилось. Боливийские власти, опасаясь участи Кубы, обратились за международной помощью. Здесь судьба предоставляет еще одно знакомство – на этот раз роковое. Операцией по поиску и устранению опасного революционера занимается ЦРУ. Спецслужба выслеживает и уничтожает немногочисленный и изможденный длительным пребыванием в джунглях отряд Че Гевары. Сам он попадает в плен. Опасаясь сторонников очень популярного в Латинской Америке борца за справедливость, было принято решение даже не пытаться предать повстанца «правосудию». Че Гевара встретил пули расстрельного с высоко поднятой головой. Скорее всего, встретить свой конец иначе Команданте просто не мог. Настоящие революционеры в постели не умирают.

Александр Сиротин



Последние новости

6:29
6:15
6:13
6:00
5:55
5:52

Сейчас читают