Профессиональный лётчик рассказал, что погубило экипаж Ми-8 у Шпицбергена
Заслуженный пилот Вадим Базыкин объяснил, что за умным термином «гравитационная иллюзия пилотов» стоят два простых обстоятельства — трудные погодные условия и человеческая ошибка.
Фото, видео: Пятый канал
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Ранее стало известно, что на дне Гренландского моря спасатели нашли обломки российскиого Ми-8. Эксперты назвали предварительную причину катастрофы — гравитационная иллюзия пилотов. Но что это значит?
«Раньше это называли потерей пространственного положения в воздухе», — рассказывает Базыкин.
Лётчик приводит простой пример — попробуйте встать на шар, подобно медведю в цирке. Балансировать в таком положении очень сложно. А теперь выключите свет. А потом расположите в разных местах мигающие лампочки — они будут действовать как внешние раздражители. Вот в таких условиях иногда находится экипаж вертолёта.
Вероятно, пилоты Ми-8 также потерялись в пространстве. Но это не так страшно, если выполнять главное правило авиации — «доверяй приборам!»
На вертолёте установлены гироскопы — причём несколько штук одновременно. Они всегда подскажут лётчикам точное положение воздушного судна в пространстве. Главное, не полагаться на собственные ощущения.
К катастрофе на Шпицбергене, по мнению Базыкина, привели два основных фактора.
Во-первых, это обледенение. Вертолёт потерпел крушение над Гольфстримом — температура там в районе +5° по Цельсию. При таких условиях на фюзеляже и двигателе начинает образовываться лёд, который затем откалывается и попадает внутрь рабочих механизмов. Двигатели вертолёта глохнут.
Вторая причина аварии — страх лётчиков. Они понимают, что попали в труднейшие условия, и машина начинает леденеть. Первое, что хочется сделать человеку в такой ситуации — спуститься поближе к земле.
«В лётной школе всегда учили, — вспоминает Базыкин, — Что об облака ещё никто не убился. Убиваются об землю».
Экипаж по чуть-чуть снижается к воде. Сначала на десять метров, потом ещё на десять. «Там же вода, во что я могу врезаться?» — думает в таком случае пилот. Но снижаться ниже безопасной высоты нельзя никогда — даже если ты леденеешь. Вероятно, именно это и стало причиной трагедии на Шпицбергене.