«Еще раз проверить чек-лист» — эксперт смоделировал ситуацию, возникшую на борту разбившегося АН-148
Профессиональный пилот рассказал Пятому каналу о вариантах возможных действий при возникших неполадках на борту самолета.
Фото, видео: Пятый канал
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Межгосударственная авиационная комиссия завершила расшифровку бортовых самописцев разбившегося 11 февраля самолета АН-148. Основная версия – обледенение приемников полного давления (ППД). Съемочная группа Пятого канала вместе с экспертом Михаилом Павловым на симуляторе Боинга-737 попытались воссоздать аварийную ситуацию, аналогичную той, что возникла на борту АН-148. Это разные самолеты, однако они подчиняются одним и тем же законам аэродинамики и конструктивно отличаются не многим. Принципы управления этими большими машинами также очень похожи.
Перед взлетом экипаж любого самолета запускает все необходимые системы, сверяя свои действия по специальной «контрольной карте».
Судя по сведениям обнародованным МАК после расшифровки звуковых самописцев, пилоты АН-148 перед полетом не включили так называемый «обогрев ППД» - приемников полного давления, благодаря которым определяется скорость воздушного судна (на Боинге-737 обогрев ППД называется PROBE HIT- ред.), что привело к замерзанию датчиков и неверным показаниям скорости.
Михаил объясняет: инструкции АН-148 и Боинга-737 различны, но пункт, требующий запуска обогрева ППД присутствует везде и пропустить его невозможно.
На дисплее у командира воздушного судна скорость упала до нуля, а у второго пилота, снизилась до 200 км/ч. Именно этот факт, вероятно и вызвал панику экипажа АН-148.
На определенной малой скорости начинается срыв потока воздуха с крыла и резко падает подъёмная сила, удерживающая самолет в воздухе и, как следствие, он начинает падать.
По всей вероятности, полагают эксперты, пилотам АН-148 не удалось идентифицировать и устранить причину неправильных показаний скорости. Михаил Павлов объясняет: на каждый аварийный случай есть четкие инструкции, а, значит, и шанс удержать судно в воздухе был. На случай «особой ситуации» у пилотов имеется сборник инструкций и таблиц (на Боинге-737 это QRH - Quick Reference Handbook). Данные из таблиц в QRH помогают выдерживать необходимую для данных условий полета скорость путем установки режима работы двигателей и тангажа, исходя из массы самолета и высоты полета.
На то, чтобы обнаружить проблему, найти нужную инструкцию и приступить к устранению сбоя на симуляторе, у пилота ушло несколько минут. Но в реальной ситуации для того, чтобы приемники воздушного давления оттаяли, тоже понадобилось бы время, которого, вероятно, экипажу АН-148 не хватило. Решить эту проблему было возможно, увеличив скорость самолета. Но пилоты АН-148 принимают решение снижаться.
Что помешало пилотам разбившегося самолета действовать по инструкции - пока не ясно. Но, версия, что летчики поддались панике, кажется специалистам сомнительной.
Самолет «Саратовских авиалиний» Ан-148 разбился 11 февраля через несколько минут после взлета. На борту находился 71 человек. Выжить никому не удалось.
85%
-1.08 106.54
-1.42