Пятый канал продолжает рассказывать о самых интересный мировых сериалах. Сегодня в рубрике «Смотри на Пятом» рекордсмен по количеству аудитории — «Игра престолов».
Фото: globallookpress.com
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Сериал «Игра престолов» — прежде невиданный феномен в истории телевидения. Писатели-самоучки, студенты, преподаватели сценарных курсов и начинающие амбициозные телепродюсеры раз за разом разбирают по косточкам слагаемые невиданного успеха — и чем дальше, тем отчетливее понимают, что повторить его практически невозможно.
Семейная сага, полная хитросплетений судеб и неожиданных сюжетных поворотов, и средневековая сага, полная магии, — два жанра, перед которыми никогда не могли устоять зрительские сердца.
Кадр сериала «Игра престолов» (7 сезон). Фото: globallookpress.com
Примером первой может служить знаменитая «Санта-Барбара»: сериал о большой семье Кэмпбеллов при всей незатейливости героев и условности сюжетных ходов удерживал внимание аудитории целых десять лет, собирая у экранов миллионы. Второй жанр во всей красе представила на больших экранах трилогия Питера Джексона «Властелин колец»: за противоборством светлых и темных сил в антураже сказочного Средневековья затаив дыхание наблюдали не только дети, но и взрослые.
«Игра престолов» сумела объединить оба этих жанра, и тут уж экранный успех саге был обеспечен. Правда популярность книги, легшей в основу сценария, не всегда гарантирует качество постановки — но тут уж постарался сам автор «Песни льда и огня»: романы Джорджа Мартина чрезвычайно кинематографичны, они словно изначально создавались для последующей экранизации.
Кадр сериала «Игра престолов» (7 сезон). Фото: globallookpress.com
Отчасти это так: Мартин никогда не страдал отсутствием амбиций и был уверен, что рано или поздно продаст права на экранизацию цикла за кругленькую сумму. Но важнее было другое: Мартин знал, как работает телевидение, и, создавая свои книги, опирался на это знание, обеспечивая саге задел на будущее.
Кадр сериала «Игра престолов» (7 сезон). Фото: globallookpress.com
Еще в 80-х, когда писательство практически не приносило ему доходов, Мартин подрабатывал сценаристом для популярных телешоу, и знания, полученные на этой работе, здорово помогли ему добиться успеха.
— Когда я описываю сцену, я вижу ее как режиссер видит перед собой кадр, — признавался писатель в одном из интервью. — Я вижу, как падает свет, где стоят персонажи… И еще, думаю, работа в Голливуде здорово научила меня составлять диалоги.
Неудивительно, что после выхода первой же книги из цикла «Песнь льда и пламени» и обретения ею популярности в очередь к Мартину выстроились с десяток продюсеров с предложениями об экранизации. Но писатель не спешил с выбором: ему хотелось найти для своего детища создателей, с которыми он будет говорить на одном языке.
По слухам, Дэвид Бениофф и Дэниел Уайс завоевали его благосклонность правильно ответив на вопрос: «Кто мать Джона Сноу?». А может, это всего лишь легенда, и Мартин, отлично понимающий конъюнктуру рынка, просто ждал, когда придет время для его детища.
Кадр сериала «Игра престолов» (7 сезон). Фото: globallookpress.com
В начале 2000-х, когда прогремел «Властелин колец», телесериал все еще считался низким жанром, дешевкой для скучающих домохозяек. Да и цензура на телевидении свирепствовала — было ясно, что сюжет придется здорово выхолостить, чтобы избежать страшных запретительных рейтингов. Несколько лет спустя ситуация изменилась, популярность жанра телешоу была практически на пике, да и сцены секса на телеэкранах становились все откровеннее.
В 2009 году команда «Игры престолов» приступила к съемкам пилотных серий. С самого начала Мартин, Бениофф и Уайс, сценаристы и исполнительные продюсеры сериала сделали ставку на шокирующую откровенность происходящего. Средневековье предстало на экранах не только сверкающими доспехами и тяжелыми двуручными мечами: крысы, прогрызающие внутренности, расплавленное золото, льющееся на головы, реки крови, насилие и кровосмешение — каждая жестокая сцена заставляла зрителей в ужасе задерживать дыхание.
Кадр сериала «Игра престолов» (7 сезон). Фото: globallookpress.com
Красная свадьба в девятом эпизоде третьего сезона стала апофеозом зрелища: даже те, кто читал «Песнь льда и огня», оказались не готовы к столь буквальному воплощению жестоких кровавых событий на экране, а уж неподготовленные зрители и вовсе долго потом не могли уснуть без успокоительного.
Еще одним неожиданным ходом создателей сериала стала ставка на молодых, малоизвестных актеров. Имена Эмилии Кларк, Кита Харингтона и даже Питера Динклэйджа, исполнителя роли Тириона Ланнистера, до выхода сериала мало кто знал, и эти роли стали переломными в карьере каждого из них.
Фото: globallookpress.com
Правда были и те, кто не стали сниматься. Так, актер Доминик Уэст, которому предложили роль Манса Налетчика, отказался на полгода лететь на съемки в Исландию и оставлять жену и четверых детей. А модель, певица и актриса Лили Аллен, сестра Алфи Аллена, исполнителя роли Теона Грейджоя, отказалась от роли его экранной сестры Яры, поскольку сцена инцеста в исполнении настоящих брата и сестры показалась ей чрезмерной.
А вот Эмилия Кларк, сыгравшая Дейенерис Таргариен, напротив, защищает откровенные сцены в «Игре престолов», заявляя, что ее «очень раздражают» ханжи, критикующие эту сторону сериала.
— Да куча фильмов построена на том, что люди воспроизводят себе подобных! — говорит актриса. — Да, люди занимаются сексом для удовольствия, это часть жизни.
И в этом, пожалуй, заключается третий, возможно, главный секрет «Игры престолов». Ее мир — это большая сказка в средневековом антураже, и все-таки он наполнен реальной, подлинной жизнью. Это, прежде всего, заметно в мире вещей: каждое помещение, каждый предмет проработан до мелочей, которых, возможно, и не заметит зритель.
Кадр сериала «Игра престолов» (7 сезон). Фото: globallookpress.com
От символических знаков на одежде героев до двухметрового Железного трона, который почти два месяца ковали из мечей, как и было сказано в книге, — в этом мире все подлинное, не бутафорское, включая чувства персонажей, в которых, как и в реальной жизни, жестокость и величие, низость и благородство смешаны воедино. И зрители не могут оторваться от подлинности этого мира.
Актеры Кит Харингтон и Роуз Лесли. Фото: globallookpress.com
Финал седьмого сезона «Игры престолов» посмотрело рекордное число зрителей — 16,5 миллионов человек. Восьмой, заключительный сезон может побить этот рекорд. Главное, чтобы поклонники сериала смогли смириться с его окончанием… Впрочем, не исключено, что талантливый и изобретательный Джордж Мартин найдет, чем их утешить.
85%
-1.08 106.54
-1.42