Все расходы по спасению экстремалов-любителей ложатся на МЧС, то есть на бюджетные средства.
Фото, видео: Пятый канал, globallookpress.com © Nikolay Gyngazov
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Настоящий удар по бюджету и головная боль для МЧС — туристы-экстремалы. Без подготовки они дикарями лезут в горы, в глухую тайгу, а потом их ищут с вертолетами и вылавливают из рек. Спасательные операции влетают в копеечку. О тех, кто надеется на русский авось.
Счастливое спасение. Группа туристов попала в бурю в горах Алтая: ветер унес их палатку и вещи. Но спустя сутки — вот они — счастливые, смеющиеся, пережившие захватывающие приключение. Теперь им кажется, что даже самый самоубийственный поход никак не может закончиться трагедией. Летят вертолеты, с небес спускается помощь, а журналисты рассказывают об очередной успешной операции
Только за эти выходные СМИ сообщили о трех группах туристов, попавших в беду в разных частях страны и вынужденных отправить сигнал SOS. Но это только вершина айсберга, говорят специалисты.
— Ежедневно по всей стране от Калининграда до Кавказа, Дальнего Востока наши спасатели только и делают, что вынимают туристов из опасных ситуаций, — говорит начальник сибирского регионального центра МЧС России Сергей Диденко.
Опытные туристы уверяют: профессионалы в беду попадают редко.
— Главную опасность представляет дикие туристы и альпинисты, которые не пройдя подготовку и не состоя в организациях и в федерациях, на свой страх и риск отправляются в опасное путешествие, — уверен тренер, мастер спорта международного класса Иван Душарин.
Петербуржцы во время сплава по реке под Магаданом остались без припасов — унесло лодку, в которую они сложили все продукты и снаряжение, но ее забыли надежно закрепить. О своем путешествии они даже не думали предупредить МЧС, хотя были обязаны это сделать. Каждая внезапная операция спасения обходится спасателям в огромную сумму.
— Здесь арифметика проста: мы знаем, что час полета это 180 тысяч, а в общей сложности вертолет будет в воздухе несколько часов и это уже полтора миллиона, — говорит руководитель ДВРПСО МЧС России магаданского филиала Павел Клочков.
Алтайский поход тоже влетит в копеечку.
— Эвакуация производится за счет МЧС. Стоимость данной операции будет составлять около двух миллионов рублей, — уточнила руководитель пресс-службы главного управления МЧС России по Республике Алтай Светлана Ляшко.
А кто будет платить? Как правило, расходы ложатся на МЧС, то есть это бюджетные средства. И получается, что незабываемые приключения экстремалов-любителей оплачиваем все мы.
В погоне за адреналином туристы, которым мало палатки, костра и гитары уходят с равнин в горы. Разряженный воздух, холод не предсказуемая погода и отвесные скалы — романтика. Но чем выше, тем опаснее, и если на скаладроме в тепличных условиях всегда спасет страховка, то на горном перевале на спасительный трос надежды нет.
А вот страховка есть! И мы говорим не о веревке, а о полисе!
— Поисково-спасательные работы одна из обязательных услуг, которая в эту программу входит. Обычно разрабатываются программы с большой страховой суммой. Страховая сумма должна быть миллион или два, — рассказала руководитель рабочей группы по вопросам страхования путешественников «Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада» Календжян Гаянэ.
Обойдется эта услуга в 5-10 долларов в день. Профессионалы на маршрут без страховки даже не выйдут, но отчаянные «дикари» — экономят. Потому что знают — все равно прилетят и спасут. Профессиональное сообщество предлагает обратиться к практике полетов за рыбаками, которых каждую весну вертолетами снимают с дрейфующих льдин. Сами рискнули — сами и платят.